Страницы истории, культурные и духовные основы кубанского казачества

(Урок кубановедения в классе казачьей направленности,
учитель высшей категории Котлярова Л.М.)
Цель: обобщить знания учащихся по истории создания кубанского казачьего войска
Задачи:
- оценить роль отдельных личностей в истории Кубани 18 века;
- развивать качества, направленные на ценностное отношение к историческому и духовному на наследию кубанского казачества;
- формировать творческие способности учащихся, умение классифицировать исторические события, делать выводы.
Тип урока: урок-образ.
Форма и организация урока: групповая – учащиеся разделены на три группы, каждая из которых получила опережающее задание:
1 группа – микромодуль-образ: презентация кубанского казачьего войска (ККВ);
2 группа – микромодуль: исторический выбор «Имя Кубань 18 век»;
3 группа – микромодуль-действие: восстановление и сохранение исторического и культурного наследия.
Микромодуль-анализ: участвуют все группы.
Оборудование: мультемедийный проектор, диск с презентацией по теме урока, раздаточный материал (лабораторные листы для учащихся).
Ход урока.
Учитель. Растет в станице Брюховецкой красивое дерево. Посадили его более ста лет назад. Огромный, в три обхвата платан, многое мог бы поведать людям. Немало зим и весен пережил он на своем веку. И гнули его, и ломали. А он все стоит, назло всем бедам, которые ему пришлось пережить. Это высокое старое и могучее дерево можно сравнить с удивительной и неповторимой историей Кубани и кубанского казачества, переживших тяжёлые времена испытаний, подъёма и возрождения. Тема сегодняшнего урока «Страницы истории культурные и духовные основы кубанского казачества».
Слайд 1. «История кубанского казачьего войска»
Тип урока: урок-образ. Раскрывая страницы истории кубанского казачьего войска мы создадим образ казачества, а значит, и нашей малой Родины – Кубани, так как казачество и Кубань – понятия неразделимые.
Где же и в каких краях искать нам родные корни?
Из уроков истории вы знаете, что Россия зачиналась Киевской Русью и продолжалась Московией. А в нас, кубанцах, эти две стихии слиты воедино, так как славянский Днепр мы называем своим отцом, а принявшую нас Кубань – матерью. Так откуда же мы начнём свое повествование? Конечно, с Запорожской Сечи. Ну, тогда в путь, и как говорят казаки, может правду не найдём, та хоть байку сплетём.
Итак: 1 микромодуль-образ: презентация ККВ.
1496 год. Происхождение казачества и рождение запорожской Сечи.
В 11-13 веках в низовьях реки Днепр стали обосновываться вольные люди – казаки. Постепенно их стало так много, что они создали в 1496 году свою военную организацию – Запорожскую Сечь (Слайды 2, 3. «Запорожская Сечь – столица наших предков» и «Запорожцы на отдыхе»).
Центром запорожского казачества было военное укрепление – Сечь (Слайд 4 «Запорожская Сечь»).
Её окружали рвы и валы с деревянным частоколом и башнями-пушками. В центре стояла церковь, а вокруг неё – курени, то есть казармы, где жили казаки. Высшим органом власти Запорожского войска (коша) была Сечевая рада, которая избирала кошевого старшину – атамана. Запорожское войско делилось на 38 куреней, во главе которых стояли куренные атаманы.

1696 год. Зарождение кубанского казачьего войска.
После воссоединения Украины с Россией казаки запорожской Сечи стали служить российскому государству (Слайды 5 «Атака» и 6 «Петр Первый»). Впервые Хоперский полк запорожцев принял участие в захвате турецкой крепости Азов. 9 сентября 1696 года во главе с Петром Первым. Эта дата и считается днём рождения кубанского казачьего войска.

1709 год. Разгром Запорожской Сечи .
Во время Северной войны России со Шведами часть казаков во главе с предвадителем войска Мазепой Иваном Степановичем перешла на сторону шведов и принесла присягу королю Швеции Карлу Х11 (Слайд 7 «Казаки»).
Русские войска во главе с Петром 1 одержали победу над шведами, и царь приказал уничтожить Запорожскую Сечь. Произошло это в 1709 году.

1734 год. Возвращение запорожцев и основание Новой Рады.
Более 20 лет запорожцы вынуждены были служить крымскому хану. И все это время посылали русскому царю просьбы – разрешить вернуться в Россию. Только в 1734 году они получили такое разрешение, запорожцы вернулись на родину. И на территории нынешней Днепропетровской области Украины основали Новую Запорожскую Сечь (Слайд8 «Карта местонахождения Новой Сечи»).

1775 год. Разгром Новой Запорожской Сечи в период правления Екатерины 11.
(Слайд 9 «Портрет Екатерины 11, слайд 10, 11 «Разгром Сечи»).
В 1768-1774 годах Турция, объявившая войну России, потерпела поражение. После заключения Кючук-Кайнаджирского мирного договора, Россия получила выход к Черному морю и часть территории Северного Кавказа. Теперь российская граница сдвинулась на юг и запорожские казаки лишены были возможности выполнять прежние обязанности - охранять российские рубежи. В самом запорожском войске стали происходить стычки между бедной частью казачества и войсковой властью. Были и такие случаи, когда казаки не подчинялись царским указам. Правительство Екатерины 11 не желало мириться с непокорными бунтовщиками. 4 июля 1775 года войска генерала Теккели окружили Запорожскую Сечь и стерли её, как очаг постоянных смут, с лица земли.

1775-1787 годы. Трудные дни запорожцев в изгнании.
12 лет были самыми трудными для запорожцев. Часть из них ушла в османскую империю. Там они основали Задунайскую Запорожскую Сечь. Их стали называть неверными казаками за то, что покунули родные земли за службу турецкому султану – человеку нехристианской веры. Оставшаяся часть разбрелась кто-куда. И зазвучали горькие слова песни:
Нэма Сечи: очереты у Днипри пытають:
«Дэ-то наши диты дилысь?
Дэ воны гуляють?
Зруйнувалы Запорожя,
Будэ колысь трэба, -
так пели запорожцы, покидая Сечь.

1788 год. Создание Черноморского войска.
(Слайды 12 «Богородица», 13 «Портрет Г. Потемкина», 14 «Портрет А.Суворова», 15 «С.Белый», 16 «Штурм Очакова», 17 «Штурм Измаила»).
Но Россия при всем её военном могуществе не могла себе позволить безвозвратно потерять такое отборное войско, каким были запорожские казаки. Тем более надвигалась новая война с Турцией.
Ближайший советник Екатерины 11 , мудрый политик Григорий Александрович Потёмкин прекрасно понимал, какую пользу может принести в предстоящей войне участие сплочённых, маневренных, не ведающих страха запорожцев. Вот почему князь Потемкин окружил казаков особым вниманием. Он издает ордер о формировании команд из бывших запорожцев и отводит им место у Бугского лимана для основания войска.
И снова в 1788 году воскресло казачье братство, которое приняло новое название «Войско верных казаков» и выбрали кошевым атаманом Сидора белого, войсковым судьей – Антона Головатого. 27 февраля 1788 года А.В.Суворов вручил «Войску верных казаков» войсковые и куренные знамена, булавы и перначи бывшего запорожского войска.
От радости многие казаки плакали. Их первый кош был поставлен за Днепровским лиманом. Но обустраивать его казакам было некогда, так как началась русско-турецкая война, в которой «Войско верных казаков» численностью 12,5 тысяч человек, отлично зарекомендовало себя в боях как на суше, так и на море. Но в бою под Очаковом погиб Сидор Белый. Новым атаманом стал Захарий Чепега, под командованием которого казаки одержали победу в штурме крепости Измаил в 1790 году и острова Березань. В ознаменование побед «Войско верных казаков» указом Екатерины 11 было переименовано в Черноморское казачье войско.
Екатерина 11, видя как Г.Потёмкин заботится о казаках, назначает его гетманом Черноморского войска, который, желая отблагодарить казаков за службу, назначил им под поселение землю между Бугом и Днестром по берегу Черного моря. В знак благодарности Г.А.Потёмкина черноморцы приняли в почётные казаки, вручили ему казачью форму и нарекли Грыцько Нэчэса. Но в 1791 году влиятельный заступник казаков внезапно скончался, не успев закончить выделенную им землю. Заплакали тогда черноморцы, напевая под бандуру: «Устань, батьку, устань. Грыцьку! Велыкый гетьман!»


1792 год. Жалованная грамота Екатерины 11 Черноморскрму войску на Кубанские земли.
(Слайды 18 «Головатый на приёме у Екатерины 11»,
19 «Регалии и жалованная грамота»
Незадолго до своей смерти Потёмкин убедил Екатерину 11 дать казакам-черноморцам на вечное поселение земли на Тамани и Кубани. В Петербурге к императрице отправилась казачья делегация с войсковым судьей Антоном Головатым просить эти земли. Жалованная грамота была подписана лично императрицей 30 июня 1792 году и 1 июля вручена казакам. Запели казаки песню, составленную Головатым:
Ой, тысяча симсот девяносто второго года
Ой выйшов указ от наший царыцы
З Петербур-города
Щоб наш Чепега и пан Головатый
Забрав усих черноморцив
Велив бы им ступаты та на Кубань-ричку
Та на вичне житья.
Ой прощай Днистр, ты ричка мутнэнька.
А мы идэм на Кубань чисту водыцу пыты.
Ой прощайтэ, вы уси приятели
Надо нам да распрощатыся
Идэм далэко, бог знаэ, чи будем
Мы бильше з вами видаться.
Ой, годы нам журытыся
Пора перэстаты
Ой тэпэр мы, мили братя.
Забудем вси нужды и будэм богати.

1860 год. Переименование Черноморского войска в Кубанское казачье войско
(Слайд 22 «Эмблема ККВ»)
В 1792-1793 годах казаки прибыли под именем Черноморского казачьего войска, то и весь край стал называться Черноморией.
И лишь 19 ноября 1860 году указом императора Александра 11 край стал называться Кубанской областью, а Черноморское войско было переименовано в кубанское казачье войско.

1792-1793 годы. Обретение новой Родины. «Черноморский десант на Кубань
Первыми на пожалованную землю отправились морем на 50 лодках и одной яхте казаки под командованием войскового полковника Саввы Белого, и 25 августа 1792 года произошла высадка наших праотцев на Тамани в количестве 3847 человек.
В этом же году вторая партия казаков под руководством Захария Чепеги прибыла осенью в Ейский городок, а в 1793 году двинулась к реке Кубань. Здесь Чепега выбрал место под столицу войска – город Екатеринодар.
Летом 1793 года на Тамань прибыл войсковой судья Антон Головатый с огромным обозом семейных казаков.
Казаков Брюховецкого куреня и их семьи привёл 34-летний куренной атаман Федор Таран; 69 семей с женами и детьми в количестве 376 человек.
Всего в 1792-1793 годах прибыло на Кубань 25 тысяч черноморских казаков или 38 куреней.
Заселения сел Большебейсугского поселения осуществлялось двумя этапами:
1. В середине 19 века прибыли к нам казаки из Харьковской, Полтавской и Черниговской гибернии и основали два хутора: Харьково-Полтавский и Черниговский.
2. 2. После окончания Кавказской войны получил земельный участок в личную собственность генерал-майор Павел Борзик. Случилось это 19 марта 1875 года. Этот день и считается днём основания нашего села Большой Бейсуг.


1918-1990 годы. Период расказачивания и попирания казачьих святынь.
(Слайд 24 «Первые шаги к возвращению и он был казак и пал за Родину свою»)
Известия о революции 1917 года вызвали растерянность у казаков. Казачество раскололось: одни вступили в отряды Красной Армии, другие перешли на стороны белой Армии.
В Гражданскую войну 1918-1920 годов к казакам применяли самые жестокие методы: погиб каждый третий мужчина-казак. Свыше ста тысяч казаков вынуждены были покинуть Родину. Казачьи войска были упразднены властью, земли у казаков отобраны. И не смотря ни на то, что в годы великой Отечественной войны казаки вновь в первых рядах героически сражались в 4-м Кубанском кавалерийском корпусе, о казачестве вспоминали только в фильмах. Но не смотря на эти пережитые годы у казаков сохранилась историческая память: они знали, помнили и гордились тем, что они казаки!

1991-1992 годы и до наших дней. Возрождение казачества.
Одна из древнейших легенд повествует об удивительной птице Феникс, которая, завершая свой земной путь, сгорала, а потом возрождалась из пепла. Нечто подобное происходило и с казачеством. (Слайд 24 «ККВ на Кубани»).
26 апреля 1991 года был принят закон «О реабилитации казачества». Огромная заслуга по возрождению кубанского казачества принадлежит первому атаману ККВ В.П.Громову. (Слайд 26 «В.П.Гормов»).
По всей Кубани были созданы районные казачьи общества. Во многих школах открыты классы казачьей направленности.
В нашей школе такой класс был открыт 13 сентября 2006 года. (Слайд «Открытие казачьего класса»).
За эти годы вместе с казаками районного общества мы побывали
- на освящении храма Александра Невского,
- на открытии памятника Екатерине 11,
- на параде, посвященном возвращению регалий на Родину,
- в Москве на Рождественской елке,
- в станице Кущевской, на месте сражения 4-го Кубанского казачьего войска в годы ВОв,
- побывали в Гарбузовой Балке, где казаки в гробах сохранили регалии,
- в Новороссийске на подшефном корабле,
- на пограничной заставе Мысхако.
В общем – казачество возродилось, восстало из пепла!

Учитель. Мы перелистали страницы истории кубанского казачества. Скажите, ребята, какие события из истории казачества вас особенно поразили?
Варианты ответов учащихся:
- узнали, где находятся наши корни, откуда произошли кубанские казаки – это Запорожская Сечь на Украине.
- Поразило то, что казаки были верны своему отечеству, несмотря на то, что войско казаков уничтожалось трижды.
- Восхищает то, что они не предали своей Родины, несмотря на тяжёлые испытания.
- Кубанское казачество сыграло огромную роль в истории России, так как участвовало во всех войнах, защищало Отечество от иноземных захватчиков.
- Особенно высока роль кубанских казаков по охране российских границ на юге.

Учитель. А теперь давайте создадим «портрет»-образ кубанского казачества. Выберите из предложенных вариантов правильные ответы:
- верно служат своему Отечеству
- частые измены Родине
-патриотизм, преданность и любовь к своей матери-Родине
- служба казаков под знамёнами Турции и Швеции
- жалобы на быт и казачью службу
- преодоление нелегкой казачьей службы и неустроенность в быту
- высокое боевое и воинское искусство
- огромные заслуги перед отечеством по защите границ российского государства
- героизм, отвага, смелость
- не жалея «живота» своего для процветания России и Кубани.

Учитель. Переходим к следующему этапу урока: 2 микромодуль «Исторический выбор: Имя Кубань. 18 век»
Создание кубанского казачьего войска состоялось благодаря дальновидной и героической деятельности многих выдающихся людей. В течение этого учебного года мы провели конкурс «Имя Кубань 18 век». Слово группе историков (учащиеся кратко представляют своих фигурантов).
Варианты представления личностей.
Екатерина Великая. Я представляю для исторического выбора Екатерину 11 Великую – императрицу государства Российского. Её заслуги неоценимы для Кубани: она пожаловала казакам кубанские земли, на которой сейчас расположен Краснодарский край – наша малая Родина.

Александр Васильевич Суворов. Он был назначен командиром Кубанского корпуса, участвовал в русско-турецкий войнах, защищал кубанские земли, руководил строительством кордонной кубанской линии пограничных укреплений,

«В дела я в школьные вложила часть своей души»

Самоанализ преподавания предмета «кубановедения»
(Л.М. Котлярова учитель кубановедения МБОУ СОШ №5 муниципального образования Брюховецкого района)

Искать и творить
Творчество учителя построено на вечном поиске новых средств и методов преподавания, умением наполнить их современным содержанием.
1 сентября 2011 года мой педагогический стаж ставит 50 лет, я закончила Усть–Лабинское педучилище, Армавирский пединститут, но учителем я стала только тогда, когда начала работать в Переясловской школе – интернате, которую возглавлял педагог «от бога» Казыдуб Яков Иосифович. Здесь начались мои первые пробы становления учительского мастерства; были ошибки и удачи, провалы и успехи, высокие результаты и разочарования. Работая с трудновоспитуемыми подростками, мы искали пути педагогического мастерства у великих просветителей мира: идеей самопознания греческого философа Сократа, идеей свободного естественного воспитания французского просветителя Жанн Жака Руссо, теорией элементарного образования швейцарского педагога Песталоцци, учились у специалиста в области воспитания итальянской учительницы Монтессории, внедряли опыт советских педагогов Шатского, Макаренко, Сухомлинского, Иванова, Амонашвили.
Я лично встречалась с педагогом Шаталовым, присутствовала на его уроках. Так от каждого по драгоценному камешку я получила высшее человеческое образование. Общечеловеческие ценности легли в основу педагогических принципов и опыта моей работы, результаты которого позвольте мне представить.


Специфика предмета «кубановедения»

Кубани нашей старина,
Для нас очень важна всегда.
Она наставит и научит,
Она к родному нас приучит.
Специфика предмета кубановедение состоит в систематизации знаний о Кубани, комплексном изучении малой родины в общероссийском контексте, в приобщении к национальным ценностям, основанным на духовных, нравственных и культурных традициях, в воспитании патриотизма и гражданственности, в развитии познавательного интереса к изучению родного края.
Преподавание предмета кубановедение было введено в 1 – 11 классах с сентября 2003 года по инициативе главы краснодарского края А.Н Ткачева и является обязательным национально – региональным компонентом современного российского образования.
Я преподаю этот предмет с 1 сентября 2003 года в 5 – 9 классах.
В подготовке к урокам возникла проблема с поиском наглядного материала, поэтому мною был оформлен кабинет кубановедения, где на специальных стендах отражены разделы согласно программному материалу;
«События античного периода – с древнейших времен до 4 в.н.э.»,
«Средние века 4 -16 в. Эпоха великого переселения народов»,
«Новое время 17 – 18 век . Период церковного раскола в России и заселение Кубани русскими переселенцами - запорожскими казаками»
«Кубань в 19 веке. Период социальных противоречий и общественно политического развития Кубани»;
«Кубань в 20 веке. Веха сложных испытаний»

«Не мыслям учить, а учить мыслить»- мое педагогическое кредо

А в процессе обучения кубановедению я использую трехуровневый характер познавательной деятельности:
1. получение учащимися готовых знаний,
2. самостоятельное приобретение знаний на основе предложенных источников,
3. исследовательский поиск в целях повышения собственного образовательного уровня.

Для реализации этих целей и использую различные формы и методы обучения: коллективные взаимодействия, коллективная система обучения, при которых ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных. Для меня важно создать на уроке обстановку коллективного, творческого поиска, дать возможность каждому ученику испытать радостное чувство успеха, разбудить в ученике любознательность, создать ситуацию, в которой ребенку хочется добыть знания, а не просто получать информацию. Все мои уроки являются не стандартными по форме и насыщенными по содержанию. Для этого я использую богатейшую методическую палитру жанров современных уроков: лекцию в старших классах, рассказ у младших, экскурсии в местные музеи станиц Брюховецкой, Батуринской, Джерелиевской, в краеведческий музей города Краснодара, экскурсии по достопримечательным местам села Большой Бейсуг, к местным курганам древности и для изучения природных ландшафтов.
Увлекательно проходят уроки – практикумы, уроки - конференции, уроки – исследования, где учащиеся самостоятельно выступают с докладами, рефератами, со своими поисковыми наработками. Нередко провожу уроки в развлекательной игровой форме: урок – суд, урок- состязание, встречи с интересными людьми, интегрированные уроки с предмета музыки, географии, литературы, практикую театрализованные сценки, отображающие особенности истории древних предков, средневековья и нового времени. Особое место уделяю изучению истории казачества: подготовила театрализованные представления об истории основания села Большой Бейсуг, о быте и обрядах казаков, исполнение детьми народных ритуалов и христианских праздников, об участии наших казаков - односельчан в годы Великой Отечественной войны в 4-м- кубанском кавалериском корпусе.
Каждый урок по разделу «Исскуство Кубани» - это обучение с переживанием прекрасного, очищение исскуством.
Образовательная деятельность не ограничивается стенами класса. Все наши дела - это воплощение в жизнь того, что в дискуссиях рождается на уроках. Урок – это кусочек жизни, который обязательно имеет логическое завершение: ребята выполняют проекты, исследовательские работы, пишут сочинении, сочиняют стихи.

«Три кита успеха»
У моих учеников всегда есть возможность свободно выбрать тему, жанр, стиль, форму для исследовательской, проектной, практической, творческой работы, то, к чему ученик склонен – только так вырастает свободная Личность.
Я считаю, что место человека в обществе и мера уважения к нему определяются формулой из трех «Т»: труд, творчество, талант. Ведь именно мои ученики, трудолюбивые и творческое люди, будут возрождать Россию, Кубань и станут опорой своей страны.

Новая форма преподавания кубановедения – музейный урок
Большим подспорьем для изучения регионального курса играет школьный краеведческий музей, который соединен с кабинетом кубановедения. Представляет себя как единое целое с расположением материалов в двух классных комнатах. В музее представлены экспозиции:
- заселение Кубани казаками и быт казаков;
- деятельность А.В.Суворова на Кубани;
- октябрьская революция и Гражданская война на Кубани;
- построение социализма в деревне;
- народное образование и культура села;
- участие наших земляков в годы Великой Отечественной войны: в тылу и на фронте;
- деятельность сельхозпредприятия колхоза имени А.Суворова.
По всем этим темам мною подготовлены тексты, и юные экскурсоводы проводят экскурсии во всех классах. В школьном музее, где захватывающе проходят уроки, ребята знакомятся с историей, бытом, культурой и трудовыми подвигами своих земляков-кубанцев.

Связь уроков с жизнью
Учащиеся с восторгом пишут о любимом селе, родителях, учителях, восхищаются неповторимой кубанской природой.
И что меня особенно радует – ребята обострённо воспринимают неустроенность сегодняшней жизни, выступают против черствости нашего общества, мечтают о торжестве любви, красоты и справедливости, с удовольствием цитируют стихи кубанского поэта В.Архипова и слушают их в исполнении Кубанского казачьего хора:
Верны мы державному флагу,
И доблести предков верны.
Сильны мы казачьей отвагой,
И светлою верой сильны.
На мой взгляд, именно таким должен быть житель нашего села, родной Кубани.

Использование новых информационных технологий
Я стараюсь идти в ногу с современностью. Использую в учебном процессе компьютер, мультимедийную установку, ДВД, музыкальный центр. Это наилучший метод для обеспечения наглядной информации урока. Большим подспорьем для меня стали ресурсы Интернета, поэтому появление в сети новых сайтов по кубановедению очень своевременно. Медиатека позволяет формировать навыки самостоятельной работы учащихся с учебным материалом, использовать новые информационные технологии для подготовки исследовательских работ, проектов, мультимедийных презентаций, для подготовки докладов, рефератов, сообщений, творческих работ.
Такое разнообразие приёмов повышает интерес учащихся к предмету, способствует прочному усвоению учебных материалов.

Внеклассная работа по предмету «Растить патриотов Кубани»
Саморефлексия

На протяжении более восьми лет я руковожу детским объединением патриотической направленности «Орлята России», где ребята более углубленно изучают историю своего родного края и кубанского казачества, их традиции и культуру Кубанского края. Мною разработана образовательная программа, в рамках которой дети составляют сценарии открытых мероприятий, выпускают газеты, создают мультимедийные презентации, проводят экскурсии в школьном краеведческом музее, участвуют в российских, краевых, районных и муниципальных конкурсах.
В 2010 году мои ученики стали призерами и лауреатами:
- всероссийского конкурса «Святые заступники Руси»;
- всероссийского конкурса, посвященного 65-летию Великой Победы «Я помню! Я горжусь!»;
- всероссийского экологического конкурса «Больше кислорода»;
- победители краевого конкурса классов казачьей направленности в номинации «Изучение истории Кубанского казачества»;
- творческая работа «У истоков бессмертия» занесена в сборник «Мужество, бессмертное вовек» (лучшие школьные сочинения).


Мои достижения
За многолетний труд я награждена знаками «Отличник народного образования СССР», «Отличник народного образования РСФСР», медалями «За доблестный труд», «Патриот России», почетными грамотами и благодарностями.
Медаль «Патриот России» для меня глубоко символична: я действительно люблю свой край, свою работу, своих неугомонных учеников.
Придерживаюсь принципа:
«Нельзя учить в полнакала,
Мечтать в полнакала,
Гореть в полнакала»

Используются технологии uCoz