Материалы школьного краеведческого музея МБОУ СОШ №5

«Эта память о Кубани нам с тобой нужна».

 

       Л. М. Котлярова,

                                                учитель кубановедения МБОУ СОШ№5

                                                с. Большой Бейсуг Брюховецкого района

 

           Музейный урок по курсу «Кубановедение» в 7 классе

 

           Раздел: «Страницы истории Кубани в конце XVIIIXIX веках»  

                           

Тема: Начало заселения и освоения Правобережной Кубани. История основания Брюховецкого куреня и бывших хуторов Большебейсугского сельского поселения.

 

                               Урок – исследование.

 

Цель: Дать подробную информацию о проблеме освоения кубанских земель.

 

Задачи:

  • Образовательные: Выяснить значение заселения и освоения Прикубанья для России на рубеже ХVIII  XIX веков. Оценить роль отдельных личностей в истории заселения Кубани. Актуализировать полученные знания на местном материале, используя музейные экспозиции.
  • Развивающие: Развивать у учащихся умение работать с музейными экспозициями и первоисточниками, анализировать экспонаты основного и вспомогательного фонда музея для проведения исследовательской работы, делать выводы и сообщения; развивать способность к рефлексии и оценке собственных возможностей.
  • Воспитательные: Воспитывать чувство гордости богатой историей нашего края, Брюховецкого района, села Большой Бейсуг, мужеством кубанских «землепроходцев», осваивающих новые для России территории.

 

      Учебное оборудование:

·         Экспозиции музея «А.В. Суворов во главе кубанского корпуса», «Заселение Кубани черноморскими казаками», «Малая Родина – милая Родина».

·         Панорама кордонной  линии (пикет и казачьи курени) – музейная экспозиция.

·         Символика Брюховецкого района.

·         Таблица «Переселение черноморцев на Кубань».

·         Карта «Кавказские укрепительные линии».

·         Раздаточный материал – карточки для работы в группах.

 

      Тип урока: урок - исследование с использованием материалов школьного краеведческого музея.

       

        Форма проведения урока: исследовательско-практическая групповая работа учащихся.

 

        Метод обучения: проблемно-поисковый.

 

        Предварительная работа:

·         Класс делится на рабочие группы, каждая из которых получает свое задание, пакет документов, где указаны экспозиции школьного музея для исследования заданной темы.

 

·         Подготовка экскурсоводов музея (в каждой группе работают заранее подготовленные экскурсоводы музея).

 

 

 

                                          План урока

·         Первая стадия:

Организационная часть урока. Постановка целей познавательной и исследовательской деятельности на данном уроке.

·         Вторая стадия:

Актуализация уже имеющихся знаний учащихся: раскрыть основные вехи развития Кубани и событий исторического значения в конце XVIII века, которые послужили продолжением преобразований в XIX столетии.

·         Третья стадия:

Исследовательская работа учащихся по теме урока с использованием экспозиций музея, экспонатов основного и вспомогательного фондов. Сообщения учащихся о результатах исследований.

·         Четвертая стадия:

Закрепление изученного материала при анализе информационного материала, полученного в ходе исследовательской деятельности учащихся в школьном музее. Размышление – рефлексия.

 

Ход урока.

   

 I. Организационная часть урока.

 

Учитель:

                Урок мне хочется начать словами Главы администрации Краснодарского края Александра Николаевича Ткачева: «История Кубани это неразрывная часть общероссийской истории, это часть нашей общей биографии, это богатство не только ушедших поколений, но и будущих и ее надо изучать, знать и охранять».

                Мы находимся в школьном краеведческом музее, победителе районного, и призере краевого муниципального конкурса школьных музеев общеобразовательных учреждений в 2011 году.

                В нашем музее представлены материалы, раскрывающие историю Кубани и нашей малой Родины – Брюховецкого района и села Большой Бейсуг, являющихся «маленькой капелькой» великой Родины России. Любой образованный, культурный человек должен знать свою историю и слова В. Г. Белинского «Любить свою Родину – значит знать её!» - тому подтверждение.

        Сегодня мы, словно на машине времени, совершим удивительное путешествие через века в загадочное и таинственное прошлое – для того, чтобы, узнав свои корни, смело устремиться в будущее.

Тема сегодняшнего урока – «Переселение казаков-черноморцев в Правобережнюю Кубань, основание первых казачьих куреней в конце XIX века и дальнейший быстрый рост хуторов в Черномории в XIX веке».

                На уроке вы, ребята, выступаете в качестве исследователей. С помощью музейных экспозиций, документов, схем, таблиц и диаграмм, представленных в музее, вы должны оценить дальновидную политику императрицы Екатерины II, подарившей земли Правобережной Кубани казакам-запорожцам, изучить основание первых куренных селений, в том числе и нашего Брюховецкого куреня и основание на нашей Большебейсугской земле в середине XIX века  хуторов.

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Основные вехи развития и события исторического значения во второй половине XVIII века, послужившие продолжением преобразований в XIX столетии»:

 

Вопросы учащимся:

1.         В начале вспомним, какие события происходили во второй половине XVIII  века.

2.        Почему Россия активно продвигалась на Северный Кавказ?

 

Ответы учащихся:

В второй половине XVIII века обострилась давняя борьба между царской Россией и Османской империей за решение черноморской проблемы:  России важен был выход на юг  - через Азовское и Чёрное моря в страны Средиземноморского бассейна и усиление русского влияния в Крымском ханстве. Эти острые противоречия привели в XVIII веке  к ряду войн между этими державами. В 1783 году после отречения от престола крымского хана Правобережная Кубань вошла в состав Российской империи, южная граница российского государства пролегла по правому берегу реки Кубань. Русско-турецкая война 1787 – 1791 г. позволила России закрепиться в Северном Причерноморье, в Крыму и на правобережной Кубани. Событием исторического значения явилось переселение на Кубань в 1792 – 1793 г. Черноморского войска.

 

III. Исследовательская деятельность учащихся с материалами раздела музея «Заселение Кубани казаками».

Группа 1.

 

Задание 1: По карте – схеме «Кавказские укрепительные линии» на экспозиции изучите расположение кубанской кордонной линии, построенной под руководством А.В. Суворова, оцените его вклад в усиление позиций России на кубанских землях.

Результаты исследования учащихся:

Учащийся  - экскурсовод:

После присоединения Прикубанья к России для защиты южных границ на Кубани от турецких захватчиков правительство Екатерины II решило создать прочную линию укреплений по реке Кубани. Для претворения этого плана в жизнь в 1778 году в Прикубанье прибыл выдающийся русский полководец А.В. Суворов. В 1778 он вступил в должность командира Кубанского корпуса. За короткий срок на Кубани была создана Кубанская корпусная линия: от Азовского моря до устья реки Лабы, продолжительностью 575 километров, состоящий  из 10 крепостей, 10 редутов и 8  фельдшанцев (земляных укреплений). А.В. Суворов использовал весь свой авторитет и дипломатическое искусство, чтобы привлечь на сторону России казаков, ногайские и горские народы, пытаясь путём дружеских и экономических связей укрепить влияние России на северном Кавказе.

                Роль А.В. Суворова в истории Кубани велика, и наш музей хранит память об этом выдающемся «первопроходце» земли Кубанской. Его имя носит сельскохозяйственное предприятие нашего села Большой Бейсуг – ООО «Суворова».

 

Задание 2:  Изучите имеющийся в музее текст «Жалованной грамоты» Екатерины II  и сделайте вывод, какие экономические и военно-политические цели преследовало правительство России?

 

Результаты исследования учащихся:

Экскурсовод: 14 января 1788 года Екатерина II поручила князю Г. А. Потемкину, главному администратору страны, решить вопрос о войсковой территории по его собственному усмотрению, но с учётом желаний казаков, хотевших поселиться в «Керченском Куту или на Тамани». Внезапная смерть Г.А. Потёмкина помешала узаконить земли казакам. В феврале 1792 года черноморцы собрали войсковую Раду, которая решила добиться передачи им обещанной  земли. С этой целью в Петербург была послана делегация во главе с войсковым судьёй А.А. Головатым.

 

3.        Ролевая сценка:

Головатый: Мы к тебе прибегли, к тебе, монархине правоверной! Мы, казаки – запорожцы, просим Вас наше войско во всегдашнее своё монаршее благоволение принять для поселения нас на Тамани с окрестностями оной и Милостиво повелеть: отвесть выгодные земли и на вечно спокойное потомственное онаго владения милостивую грамоту выдать».

Экскурсовод: эта льстивая и пышная речь поразила Екатерину. Черноморскому казачьему войску Жалованная Грамота была вручена 30 июня 1792 года.

Ученица в роли Екатерины II (читает грамоту):

«Всемилостивейшее жалуем войску Черноморскому в вечное владение землю, лежащую на правой стороне Кубани от устья её к УстьЛабинскому редуту так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границей войсковым землям. Всемилостивейшее жалуем войску Черноморскому знамя войсковое и литавры, булаву и войсковую печать.

На производство жалованья кошевому атаману и войсковым старшинам повелели мы отпускать из казны нашей по 20 тысяч рублей на год.

Войску Черноморскому подлежит бдение и стража пограничная от набегов закубанских.

Мы надеемся, что войско Черноморское  сможет     не только соблюсти имя храбрых воинов, но и заслужит звания добрых и полезных граждан».

(Екатерина вручает грамоту А. Головатому).

 

Группа 2. Задание 1: Как происходил процесс переселения казаков-запорожцев?

Экскурсовод 1: В течение 1792 и 1793 годов черноморцы несколькими партиями переселялись из Приднестровья на Кубань.

Казаки плыли на лодках и пели: (ученик читает текст из экспозиции).

Ой, тысяча щей симсот девяносто другого року

Прийшов указ вид царицы, аж из Петербурга – города,

А щоб как Чепега так и Головатый

Усих запорожцив забралы та на Кубань наймувалы.

«Ой, пора нам, братцы, в поход собыраться

Та с Днистромричкой прощаться.

 

Ой, прощай, ты Днистр, ты ричинька быстра

Та пидым мы на Кубань пыть водыцю чистую,

Ой, прощайтэ курени любезные,

Трэба вид нас повалыты на чужи земли».

 

Экскурсовод 2:

Давай-ка припомним былое, казак,

Развеем над морем туманы,

Кто первый по – братски нам путь показал

На добрые земли Кубани?

Кто первый сказал: «Тут нам жить начинать!

Казачье уменье приложим.

А ворог нагрянет – мы вынем опять

Калёные шашки из ножен?»

 

Результаты исследования учащихся по экспозиции «Переселение черноморцев на Кубань»

 

                   

                                              Причины переселения.

·         необходимость охраны новой государственной границы по реке Кубани

·         хозяйственное освоение Правобережной Кубани

·         неустойчивое положение черноморцев в Приднестровье

·         необходимость пересечь возможность бегства крепостных крестьян из России через Забужье в Задунайскую сечь

·         желание черноморской старшины владеть удобными и плодородными землями

                            Этапы переселения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание2. Используя  таблицу,  раскройте  этапы переселения казаков:

 

 Выступления учащихся:

                               Первая партия состояла из строевых казаков. 16 августа 1792 года под командованием полковника Саввы Белого они на гребных судах и одной яхте покинули Днестровский лиман и 25 августа 1792 года прибыли в Тамань.

                               5 октября 1911 г. на месте высадки казаков был открыт памятник в честь этого знаменательного события. Вслед за С. Белым через Крым в октябре 1792 года прибыл к Темрюку полковник Кордовский с двумя пешими полками и частью казачьих семей. В начале сентября 1792 года  выступил на Кубань сам кошевой атаман З. Чепега и  23 октября 1792 г. он подошёл к реке Ее, к так называемому Ханскому городку. Перезимовав, отряд двинулся к Карасунскому Куту, где вскоре был основан город Екатеринодар.  Последнюю партию из 700 человек привёл на Кубань есаул Черненко.  Всего из – за Буга на Кубань переселилось около 17 тысяч казаков.  Вместе с женщинами и другими  переселенцами первых жителей Черномории насчитывалось до 25 тысяч человек.

 

          Задание 2. По музейному экспонату – панораме кордонных укреплений расскажите, какая первостепенная задача ставилась перед казаками и как несли службу они на кордонах?

 

Результаты исследований:

                               Основная задача, которую должны были выполнять переселившиеся черноморцы – охрана границы империи. Граница России на Северном Кавказе стала проходить по реке Кубань.

                               Кубанская кордонная линия – это линия укреплений (кордонов) вдоль границы. Между кордонами были устроены небольшие укрепления – пикеты  со сторожевыми вышками. Вокруг пикета мы видим: тянется ров. Рядом поднимается на столбах вышка, на которой всё светлое время суток дежурил дозорный казак. Здесь же стоит высокая жердь, обмотанная сеном – «фигура». В случае тревоги «фигуру» поджигали, предупреждая об опасности соседние пикеты. Между пикетами постоянно разъезжали конные дозоры. У коновязи постоянно находились осёдланные кони. Ночью, когда с вышки ничего не было видно, с пикета высылались команды разведчиков. Это были залоги. Они залегали в камышах, кустарниках, наблюдали за передвижением горцев, чтобы предупредить возможное нападение. Так изо дня в день несли пограничную службу казаки.

 

Группа 3.

Задание 1.

           Анализ документа  «Порядок общей пользы», фотографии и карты «Черномория 1792 – 1830 г.г.». Основание на Кубани куренных поселений, в их числе Брюховецкого куреня.

 

 

Результаты исследований

                Пожалованная земля черноморцами и занятая казаками по имени войска стала называться Черноморией.

                Прибывшее из Приднестровья казачье население первоначально определяло места для постоянного проживания самостоятельно. Однако подобное беспорядочное расселение не устраивало казачью администрацию, поскольку значительно подрывало боеспособность войска, обязанность охранять государственную границу. Организованность в этот процесс внёс принятый 1 января 1794 года документ об административном и территориальном устройстве Черномории. Он получил название «Порядок общей пользы». В пункте 3 были определены условия расселения казаков по территории Черномории.

                Основная масса казаков должна была поселиться в 38 куренях – селениях «в тех местах, где какому куреню по жребию принадлежать будет». 15 февраля 1794 года состоялась жеребьёвка мест поселений куреней.

                Брюховецкий курень привёл на Кубань куренной атаман Фёдор Таран. Сначала Брюховецкому куреню досталась местность в верховьях реки Албаши, в районе станицы Староминской, где прожили 2 года, и 2 года был неурожай. Через 2 года переехали на реку Бейсужок, где сейчас расположено АО «Переясловское». Но и здесь не было хорошей воды, получали плохие урожаи. Им было разрешено переехать всем куренём в район реки Большой Бейсуг, где и по настоящее время расположена станица Брюховецкая, названная в честь кошевого атамана Запорожской сечи, гетмана Левобережной Украины Ивана Мартыновича Брюховецкого.

 

 Какой символ Брюховецкого района, подтверждает  историческое прошлое основания Брюховецкого куреня? Используйте экспозицию музея «Символика Российской Федерации, Краснодарского края, Брюховецкого района»?

 

Результаты изучения экспозиции.

Самый главный символ – это гимн Брюховецкого района. Слова гимна написали наши Брюховецкие поэты Владимир Нестеренко и Евгений Рыднев.

(Учащиеся включают запись гимна и вместе исполняют его).

 

На высокий. могучий курган

Наших предков привёл атаман.

Возле Бейсуга - вольной реки

Основали курень казаки.

Трудный путь с тех далёких времён

Ты прошёл, наш любимый район.

Путеводная наша звезда,

Мы верны тебе будем всегда.

 

Нам вечно нашу землю любить,

Как предкам, её славу хранить,

И торжественно клятву даём:

Мы с тобой, Брюховецкий район!

 

Нам по силам свершений размах,

Наш девиз «Сквозь преграды – вперёд!»

Молодёжь с нами в первых рядах,

И побед новых время грядёт.

Будут в небо стремиться хлеба

И подсолнухам в золоте быть,

Наша гордость и наша судьба -

Верой, правдой Отчизне служить.

 

Мы помним мудрых предков завет,

Добьёмся новых ярких побед,

Будем все рубежи покорять,

Брюховецкий район прославлять!

 

Группа 4.

Задание  1.

По экспозиции «Малая Родина – милая Родина»  расскажите, как происходило дальнейшее заселение Правобережной Кубани.

Задание 2.

Обоснуйте основание села Большой Бейсуг.

Результаты исследования: Звучит тихая музыка, на фоне которой экскурсовод читает стихотворение.

 

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по – особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать.

Где по всему прекрасном в этом мире

По – детски чисто тянется душа.

 

 Выступление учащихся.

Наше село Большой Бейсуг сложилось в условиях многолетнего переселения людей из разных мест России. Особенно бурно начался приток населения после отмены крепостного права в России в 1861 году.

В 1875 году черноморским казачьим войском было принято «Положение об обеспечении земельными наделами генералов, штаб – офицеров и классных чиновников кубанского казачьего войска», выигравших Кавказскую войну. Между станицами стали быстро расти хутора. Первым, кто получил земельный участок в личную  собственность в юрте Брюховецкой станицы, был генерал – майор Павел Борзыков.

Ему отмежевано 1140 десятин при реке Бейсуг с левой стороны в 16 верстах к востоку от станицы. Здесь и возник хутор Борзыки, названный в его честь. Случилось это 13 марта 1875 года. Эту дату и принято считать днём основания нашего села.

К 1905 году на нынешней Большебейсугской земле возникло 14 хуторов: Ланцы, Стасики, Платоновский, Харьково – Полтавский, Драный, Черепяный, Черниговский, Процаи, Борзыки, Заячий холодок, Деркача, Бендеровский, Суходол, Отрубы.

Название своим  хуторам жители давали в честь богачей Ланцева, Процая, Стасика, Бендера, Деркача, Платонова, Борзыка, на чьей земле поселялись. Харьково – Полтавский и Черниговский названы в честь тех мест, откуда прибыли казаки. На хуторе Драный жили очень бедные крестьяне (драные), ютились в землянках крытых соломой или камышом. Черепяный назван потому, что впервые на хуторе стали крыть крыши хат таким прочным материалом, как черепица.

Хутора Заячий холодок, Суходол, Отрубы, Деркачи постепенно исчезли, жители переселились в другие места. А хутора Ланцы, Процаи, Стасики и Борзыки были переименованы в хутор Большой Бейсуг.

В 1966 году из хуторов Платоновский, Большой Бейсуг, Черниговский было образовано село Большой Бейсуг. Из хуторов Драный и Черепяный – село Приречное; хутор Харьково – Полтавский был переименован в село с этим же названием.

За Батуринским мостом

Начинается наш дом.

Дальше Драный, Черепяный,

Борзыки и Картопляный,

Бендеры, Процаи и Суходол –

Хутора теперь все тут

Большим Бейсугом зовут.

 

 

IV. Закрепление изученного материала:  Анализ информационного материала, полученного в ходе исследовательской деятельности учащихся. Размышление – рефлексия. Вопросы учащимся:

 

1.Назовите хронологию событий, происходящих в ходе заселения Правобережной части Кубани в конце XVII1  и  XIX веках? (1792,1792 – 1793г.г. 1793, 1794г., 1875г.)

      2.Назовите выдающихся личностей, сыгравших важную роль в заселении и освоении Кубани.

       3.Как вы оцениваете деятельность этих людей? Можно ли считать их деятельность героической?

          4.Размышление – рефлексия учащихся. Что значит для вас наша малая Родина? Какие открытия вы сделали для себя, посетив наш музей? Анализ ответов учащихся.

 

Выставление оценок.

Заключительное слово учителя.

Завершая урок в музее, хочу предложить вам, ребята, продолжить поисковую работу и пополнять музей новыми сведениями, новыми экспонатами. Не забывайте свою малую Родину – своё село и наш казачий Брюховецкий район. Где бы вы ни были, и куда бы  судьба вас не забросила, вы всегда будете помнить свой дом, свою улицу, своё село и наш родной Брюховецкий район, который  своей историей неразрывно связан с историей России, с историей заселения Кубани казаками.

    

                Ученик читает стихи.

Средь раздольных кубанских полей

И вдоль речек раскинулся он,

Тот, что сердцу любимей, милей –

Наш родной Брюховецкий район.

 

Есть Герои  труда здесь у нас,

И герой войны у нас есть.

Те, что в трудный для Родины час

Защищали Российскую честь.

 

Мы кубанских казаков сыны,

Помним подвиги наших дедов.

Возрождаем казачество мы,

Чтим мы славу былых казаков.

 

Молодей, хорошей, расцветай!

Чтоб гордились мы всюду тобой,

Богатей и Кубань прославляй,

Брюховецкий район наш родной!

 

Я любуюсь и нашим селом

Для меня лучше нет уголка.

Ему отдаю я поклон до земли,

И хочу прославить его на века.

 

V. Домашнее задание.

1. Трёхбратов Б.А., Бодяев Ю.М. Кубановедение, стр.99-107.

2.Задание  для поиска: У старожилов узнайте, какие способы строительства домов были на Кубани в начале XIX века?

 

 

Урок 2

 

       Л. М. Котлярова,

                                                учитель кубановедения МБОУ СОШ№5

                                                с. Большой Бейсуг Брюховецкого района

 

 Музейный урок по курсу «Кубановедение» в 8 классе.

 

      Экскурсия «Путешествие в прошлое»

 

Тема: Материальная культура черноморского казачества в 19  веке:

Культурно-хозяйственный облик куренных селений казаков-черноморцев.

 

Цель урока:

Рассмотреть традиционную материальную культуру Кубани  XIX века, используя экспозиции и экспонаты школьного краеведческого музея. Формировать понимание своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым.

 

Задачи:

Образовательная: Охарактеризовать традиционную материальную культуру черноморских казаков: их поселения, жилища, усадьбы, домашнюю утварь и внутреннее убранство хаты; сравнить образ жизни и быт кубанцев в XIX и XXI веках.

Развивающая: научить учащихся видеть историко – культурный контекст предметов основного и вспомогательных фондов музея и оценивать с точки зрения развития материальной культуры на Кубани с учётом особенностей местности.

Воспитательная: воспитание любви к родному краю, уважения и гордости к жизни, быту и занятиям предков, восхищения малой Родиной – неотъемлемой и важной части Российской Федерации.

 

Учебное оборудование:

1.        Мультимедийный показ поселения и жилищ на Кубани в конце XVII1 и XIX веке, их типы.

2.        Макет хозяйственной постройки кубанского двора.

3.        Мультимедийный показ современных построек села Большой Бейсуг.

4.        Экспозиция школьного музея «Казачья хата».

5.        Экспонаты музея: предметы домашней утвари.

 

Тип урока: экскурсионно-исследовательский.

Форма урока: экскурсия в школьный музей. беседа со старожилами села Большой Бейсуг Брюховецкого района,  презентация  «Из истории прошлого и настоящего села».

 

Подготовительный этап: 1.Опережающее задание учащимся: прочитать учебник параграф 11 « Материальная культура казачества» или книга «Родная Кубань» страницы 108 – 116.

2. Провести опрос старожилов о способах строительства жилищ на Кубани в XIX веке, о традиционной казачьей кухне и одежде казаков.

3. Оформить презентацию  экскурсии по селу на тему: «Облик современных селений, их внутреннее устройство, тенденции в развитии жилой архитектуры.

                                                                                         Эпиграф урока:

                                                                                      Вскинет сокол крыло-

                                                                                      Станет жарко в груди:

                                                                                      Ох, былинная ширь необъятная!

                                                                           Сколько бурь у родимой земли позади.

                                                                         Но всё та же она благодатная!

                                                                                                                 В.С.Подкопаев.

 

 

                              План урока.               

I.                     Организационный момент.

II.                   Изучение нового материала:

         1.Кубанские поселения черноморцев;

         2. Жилища и способы их строительства;

         3. Экскурсия в музей «Внутреннее убранство казачьей хаты»;

         4.Традиционная народная культура:

             -кубанская кухня;

             -гостеприимство;

             -одежда;

            -православная вера;

            -уважительное отношение к старшим.

 

            5.Презентация и рассказ учащихся о современном облике села и новых   тенденциях в развитии жилой архитектуры.

Закрепление  изученного материала.

Задания к следующему уроку.

 

                                                      Ход урока.

I. Организационный момент:

Постановка цели и задач                                                                           Проблемный вопрос урока: Какую самобытную культуру и традиции сумели сохранить кубанцы на протяжении более чем двухсот лет?

      Ребята! Сегодня мы проводим очередной музейный урок. Наш школьный музей -  это Кубань в миниатюре. Это символ традиционной казачьей культуры, которую мы любим и бережём. Здесь наши корни, наша сила. В музее каждая экспозиция, каждый экспонат дышит памятью и внушает нам гордость за нашу малую Родину, за щедрость и богатства её истории и культуры. Отсюда пошёл несгибаемый кубанский характер, характер односельчан – желание работать, жить и защищать Отчизну с казачьей страстью, не жалея сил.

                Наш музей – это ожившая картина материальной культуры казачьего быта и образа жизни кубанцев, с которыми мы познакомимся на этом уроке. Наша задача – сохранить всё доброе и великое, что оставили нам предки – казаки и продолжить традиции на благо и процветание Кубани.

 

Изучение нового материала:

                 1.Кубанские поселения черноморцев.

Ученик:               Большая часть населения Кубани прибыла сюда в начале XVIII века и в течение XIX века в процессе заселения края, черноморцы при устройстве своих поселений придерживались старых запорожских традиций. Селения возникали вблизи степных речек, на удобных земельных участках. В жребиях, которые бросали атаманы для поселения своих куреней, обязательно указывалось место на реке. До 1810 года, если место в жребии было неудобным, курень мог переселиться на новое место. Так, Брюховецкий курень только в третий раз выбрал место у реки Бейсуг и у «Жирного» кургана заложили казаки основу станицы Брюховецкой. В начале  века в каждом казачьем селении было не более 30-80 дворов. Селения застраивались прямыми, широкими улицами, усадебные участки нарезались небольшие.

 

2.Кубанские жилища и способы их строительства (исследовательская часть урока)

«Путешествие» учащихся по селу и встреча со старожилами, проведённая накануне урока.

Вопрос1: «Какие же жилища строились в нашей местности? Как они назывались?»

                Ученик. Житель хутора Платоновского Григорий Илларионович Кротко рассказывает: «Жилища раньше называли хатами. Наряду со словом хата, в этом же значении употреблялось слово курень – это традиционное название жилого дома на  Дону, Кубани и у запорожских казаков.

                Хаты были распространены невысокие турлучные или глинобитные, обмазанные глиной и беленные снаружи, крытые четырёхскатными соломенными или камышовыми крышами. Турлучные, саманные и глинобитные дома обычно не имели  фундамента. Под углы и стены ставили дубовые столбы, пространство между которыми забивали глиной, хворостом, камышом. Почти во всех хатах полы были глинобитные, деревянные полы делали лишь в богатых хозяйствах».

             

   3.  Кубанские жилища и способы их строительства.

Вопрос 2: «А как выглядела хата кубанского казака XIX века, из чего её строили?»

                Ученик. Рассказ самой старшей долгожительницы села Пелих Марфы Пркофьевны, которой в 2012 году исполнится 102 года.  Интервью с Марфой Прокофьевной  записал её правнук Нестеренко Валерий, ученик 8 класса:

                «Хата представляла собой прямоугольник длиной от 12 до 35 аршин (аршин – 71 сантиметр) и шириной от 8 до 10 аршин под двух или четырёхскатной крышей. В доме было две комнаты «мала хата» и «велика хата». Дом делали из самана (кирпич, высушенный на солнце, из глины, соломы, земли) либо строили турлучный дом. Это когда казаки по периметру дома закапывали в землю столбы, которые переплетались лозой. Как только каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» и глину вперемешку с соломой забивали в плетень.

                Через неделю делали вторую мазку – «под пальцы», когда глину, смешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и  «кизяк» (навоз). Была ещё и четвёртая мазка – «вихтюванна». Это когда тряпкой «вихтем» размывали стены, нанося на них тонким слоем глину. Побелку делали белой глиной. Для крыши заготавливали чистый и сухой камыш, который срезали поздней осенью. Со строительством дома были связаны специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в доме. При закладке дома на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных. Перья – «чтобы всё водилось». Сволок – деревянные несущие брусья, на которые настилался потолок,  - поднимался не голыми руками, а на полотенцах «чтобы в доме не было пусто». Под крышу подкладывали мелкие деньги, а в переднем углу в стену вмуровывали небольшой деревянный крест, призывая божье благословление на обитателей дома. После окончания строительных работ вместо платы (её полагалось брать за помощь) хозяева устраивали угощение (всё это сопровождалось песнями).

 

Вопрос3: «Какие были ограды и хозяйственные постройки?»

                Рассказ Руденко Натальи Семёновны:

                «Казачья усадьба – подворье. Жильё из двух хат: «малая хата или кухня» и «великая хата или чистая половина». Ограды из глины, плетня, камыша. Обязательны хозяйственные постройки. Крыша хаты – из  камыша и соломы, редко из железа, хата обмазана глиной, белилась. В подворье колодец, летняя печь – кабыця, сарай,  погреб, баня, колодец-журавель.

 

Ученик: А вот как описывает строительство жилища кубанский поэт П.С. Карпенко в своём стихотворении.

                Строить дом в степи –

                Тяжкий крест нести.

                От натуги кровавились очи:

                То камыш коси,

                То саман меси,

                То формуй да расставь его к ночи.

                Леса нет вокруг,

                Всё поля да луг.

                В дело шла солома и глина,

                И сухой камыш

                Для шатровых крыш,

                И для мазки навоз лошадиный.

                 В доброй хате той

                Всей семье покой.

                Круглый год благодать в ней встаёт,

                В стужу здесь тепло,

                В ясный день светло.

                А уж летом прохлада какая!

               

3.Экскурсия в музей. Внутреннее убранство казачьей хаты.

 Учитель: Если бы мы с вами переселились на 120 – 130 лет назад и попали бы на хутора, то обязательно вас пригласили бы зайти в гости, так как кубанцы были очень гостеприимными хозяевами.

                Я приглашаю вас в наш музей посетить казачью хату, познакомиться с её внутренним убранством.

 

3. Экскурсовод музея: Перед вами фрагмент казачьей хаты, какой она была в XIX веке, выполненный умельцами – жителями села Большой Бейсуг. Отличительным признаком кубанской хаты был внутренний  план, единый для всех районов Кубани. Русская печь ставилась в заднем углу хаты. Святой угол имел  важное значение,  благодаря своему убранству он сразу же притягивает к себе взор входящего. Иконы  обрамлены вышитыми белоснежными полотенцами – рушниками. За несколько дней до новоселья (входин) дом освещали и вносили иконы, обустраивали святой угол. В святом углу стоят две иконы Божьей Матери, подаренные жителями села. Недалеко от кровати обычно стоял сундук – скрыня. Вдоль стен устанавливались неподвижно стоящие лавки – канапеи.

Основным топливом печи служил кизяк, которым отапливали хаты.   Это навоз, перемешанный с половой, разрезанный и высушенный.

Старики спали на печи, на лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца  века были набитые сеном матрацы, рядна, попоны, валянные из овечьей шерсти или просто солома.

В больших семьях обедали за столами, детей кормили отдельно за низеньким столиком (сырно).

Освещали жилые помещения до конца XIX века каганцами – это небольшая плошка с фитилём, наполненная жиром, с 80-х годов XIX века постепенно стали распространяться керосиновые лампы.

В каждой хате имелась различная домашняя утварь: чугуны, глиняные горшки, макитры, деревянные ложки, рогачи, утюги, рубели, прялки, кочерга и др. – все эти экспонаты принесены в наш музей учащимися школы и жителями села.

Культура малой родины богата

Перед тобой жилище предков – хата,

Турлучная, а  крыша камышом,

Её жильцам метели нипочём.

 

В ней лавки, стол, комод и сундуки.

Макитры, глечики, и ложки, рушники.

Как правило, плетнём окружена,

 Запрятана в тени садов она.

 

Красив язык казачий. Эту речь

Завещано нам предками беречь.

И на «подвирье» надо нам «робыть»,

Чтобы в достатке «щиро», «гарно» жить.

Костюм казачий из сукна, из  ситца.

Он мог десятилетиями носиться.

Бешмет, черкеска, также башлыки

Красивы на Кубани мужики!

 

 4.Традиционная культура кубанского народа:

Кубанская кухня.

Учитель: Ну, коль мы пришли в гости, как вы думаете. Чем бы нас угостили радушные хозяева?

Учащиеся: Нас бы обязательно угостили горячим хлебом, пирогами, варениками или блинами и галушками. Любимым блюдом кубанцев был борщ с мясом, салом, лапша, каша и оладьи, а запивали узваром. Существенное место в рационе занимала рыба, фрукты, овощи и молочно – кислые продукты.

 

                         Одежда казаков.

 

Учитель: Как же одевались казаки? (Посмотрите на имеющийся в музее казачий костюм и снимки черноморских и линейных казаков в костюмах).

 Экскурсовод: (из рассказа бывшего атамана казаков сельского поселения Гуляева В.С.). «В начале XIX века единой формы у казаков не было. Черноморцы носили синие шаровары и кафтан красного или синего цвета.

К середине XIX века форма становится единой. Как правило, это были чёрные либо тёмно – синие черкески и с газырями – напатронниками, под черкеску одевался бешмет – рубашка, сшитая из атласа, сапоги, башлык. В зимнее время прибавлялась бурка – верхняя одежда из овечьих шкур без рукавов. Папахи у казаков были чёрные – парадные и серые – повседневные.

Во все времена женщины стремились одеваться модно. Казачки не были исключением.

Учитель: А как же одевались кубанские казачки? (Демонстрация костюма).

Учащиеся: Традиционный женский костюм – юбка и кофта – шились из фабричных тканей. Фасоны были разнообразны, имелась масса украшений, обязательно надевалась нижняя юбка – «спидныця». Волосы женщины заплетали в косу и укладывали в пучок на затылке. Пучок называли «шлычкой», маленькой шапочкой, состоявшей из округлого донышка и узкого бортика, которая затягивалась на пучке шнурком. Девушки не ходили летом с непокрытой головой. На ноги казачки обували чувяки, черевички, сафьяновые сапожки.

Православная вера. Все заметные события казаков были связаны с православной верой. Напутственным молебном кубанцев провожали на службу, а благодарственными встречали.

Уважительное отношение к старшим.

Хранителями обычаев выступали у казаков старики. В присутствии стариков  не садился даже атаман. К старшим обращались только на «Вы». Важную роль в казачьей семье играла бабушка: муж на службе, жена в поле, а всё воспитание детей ложилось на плечи бабушек, которые пользовались уважением в семье.

 

5.Презентация, выполненная учащимися – заочная экскурсия по селу Большой Бейсуг «Современные дома и сельские постройки в сравнении с прошлыми строениями».

 

Закрепление:

 

1.Заполнение учащимися таблицы:

 

XIX век

XXI век

Хата

Кирпичный дом

Кабыця

Газовая плита

Скрыня

Мебель, состоящая из нескольких шкафов

Утюг железный

Утюг электрический

Забор «лиска»

Забор из металлопрофиля

Соломенная крыша

Шиферная или профнастил и металлочерепица

Чавуны чугунные

Алюминиевые, эмалированные кастрюли

Макитры, глэчики

Стеклянная, фарфоровая, хрустальная посуда

Матрацы соломенные

Матрацы ватные или на синтепоне

Лавки – канапеи

Деревянные стулья, мягкие кресла и диваны

Каганец, керосиновая лампа

Электрический свет

 

Коромысло с помощью которого носили ведра с водой

Водопроводный кран артезианской воды

Рубель

Утюг электрический

Русская печь, которую топили кизяком

Газовое отопление

 

2. Ответ на проблемный вопрос урока:

Учитель: За многие десятилетия изменился облик поселений, быт и нравы казаков. И всё-таки кубанцы сумели сохранить самобытную культуру. В чём она проявляется? Давайте ответим на проблемный вопрос сегодняшнего урока: «Что сохранилось в нашей современной жизни из обычаев и традиций?»

Ответ учащихся: Кубанская культура XIX века зримо проявляется в языке, обычаях и традициях.

Из прошлого, от прадедов, отцов

Дошло до нас, потомков, много слов.

В кубанских песнях – боевое братство.

Любовь к земле, душевные богатства.

 

И молится хозяйка день и ночь,

Старается родным своим помочь.

По вечерам «кучкуются», бывает,

«Балакают» и песни «заспивают».

Гладков и Чехов в крае побывали.

О нём воспоминанья оставляли,

Они писали, что у нас живёт

Практичный, сильный, а в бою горячий,

Не зря воспет в стихах народ казачий.

 

Учитель: Ребята! Вы родились на Кубани в XX веке, сейчас живёте в XXI веке, поэтому несёте великую миссию – быть проводниками культуры из века минувшего в век настоящий.

                Кубань – это казачий край, вы часто видите казаков на народных гуляниях и праздниках, сами являетесь учащимися класса казачьей направленности, ваши бабушки и дедушки бережно сохранили традиции казачьей жизни и передали  их молодому поколению, а вам предстоит передать культура своим детям.

 

3.Продолжаем писать историю родного села: опишите быт наших земляков в XIX веке (жилища, занятия, одежда, кухня).

Отразите полученную информацию в виде тезисов, заполнив музейную карточку:

а) Когда и кем было основано село?

б) Чем поразили вас черноморские куренные селения?

в) Какие строили хаты? Застройка усадьбы – «подвирья».

г) Какой строительный материал использовали?

д) Опишите внутреннее устройство в казачьей хате.

 

IV. Задание на дом для подготовки к следующему музейному уроку.  

1.        Прочитать в учебнике кубановедения Б.А. Трёхбратова стр. 60 – 64. Декоративно – прикладное искусство кубанских казаков в XIX в.

2.        Подобрать музейные экспонаты и отобразить традиционный казачий уклад, ремёсла и обряды (учитель выдаёт каждой группе карточку – задание).

                               

 

 

                                         

       Л. М. Котлярова,

                                               учитель кубановедения МБОУ СОШ№5

   УРОК№3                                 с. Большой Бейсуг Брюховецкого   района

 

                                                                                                                                                                                                               

Раздел: «Страницы  истории  Кубани  в XIX веке

 

         8 класс.  Музейный урок:  Пресс –конференция со  «специалистами» сельского       

           хозяйства.

 

Тема: Хозяйственное освоение кубанских степей в I половине XIX века.

Цель: познакомить учащихся с условиями занятий населения в половине XIX века в связи с освоением кубанских земель.

 

Задачи:

Образовательная: сформировать представление о хозяйственном освоении кубанских степей, с условиями жизни и занятий населения Кубани в сельской местности.

Развивающая: развить у учащихся влечение к поисковой работе с целью популяризации краеведческого материала о своей малой родине и пополнения фондов школьного музея

Воспитательная: повысить интерес учащихся к изучению истории родного края, воспитывать патриотизм, гражданственность.

Оборудование:

  1. Музейная экспозиция «Построение социализма в деревне».
  2. Музейные экспонаты сельскохозяйственных орудий: однолемешной железный плуг, каменный каток, серп, коса, деревянные грабли и вилы, соха, мотыга, сапа, лопата.
  3. Фотографии экспозиции «От сохи до К-700»: трезубое рало, сеялки, молотилки, борона-суковатка, древнейшее приспособление для обмолота, первые примитивные трактора.

Методический комментарий: По вышеуказанным экспозициям подготовлены экскурсоводы, которые прошли дополнительное обучение, как по теме урока, так и по методике музейного дела.

Тип урока: музейный урок – пресс-конференция со «специалистами» сельского хозяйства.

Форма урока: урок вопросов и ответов.

 

                            План урока.

I. Организационный момент. Постановка цели  урока.

     Повторение ранее изученного материала с целью подготовки и                                                                                                   восприятия  новой темы.

II.                   Изучение новой темы:

1.        Пресс-конференция (проводят географы, биологи, историки).

2.        Раскрытие понятия «Заимочная форма землепользования»

3.        Анализ таблицы «Хозяйственная деятельность черноморцев».

           4.Характеристика «специалистами» главных отраслей хозяйственной деятельности черноморских казаков.             

            

III.                 Закрепление.  Выводы о хозяйственном освоении кубанских степей.

IV.                 Домашнее задание.

 

Конспект урока

 

I.                     Организационный момент.

 

Учитель: Самым главным событием исторического значения, которое определило дальнейшую судьбу нашего края, явилось переселение на Кубань в 1792-1793гг. Черноморского войска. Земли правобережной Кубани, тысячелетиями топтаные  копытами коней кочевников, стали осваиваться казаками – постоянным населением. Начавшиеся на исходе XVIII века преобразования были продолжены в XIX столетии. Каким оно было для Кубани? Об этом вам предстоит узнать на сегодняшнем уроке, который мы проводим в нашем школьном музее.

                Жить на Кубани и не любить этот благодатный край нельзя. Русский писатель А.П.Чехов много раз бывая на Кубани,  навсегда сохранил интерес к ней, к природе, к людям. Подлинный гимн нашему краю «пропет» Антоном Павловичем в рассказе «Барыня» в 1882 году. Здесь земля Кубани – символ свободы, вольной и счастливой жизни. Герой повествования, Степан, мечтает «бежать подальше…, в Кубань». А своему брату Чехов писал: «Ах, как хороша Кубань! Какое чудное приволье на кубанских степях! И жизнь здесь шире, и лето длинней, и народ удалей!…»

                Эти слова станут эпиграфом нашего урока. Но так ли легко жилось нашим предкам в начале XIX века, чем они занимались, и как пришлось обживать эту дикую, заросшую ковылем и высокой травой, нераспаханную землю?

                (Учащиеся заранее разделены на группы: историки, биологи, географы, аграрии. Каждая группа получает вопросы, готовится по ним. Отвечают те, кто выдвинут группой, остальные слушают и дополняют. Обязательное условие для каждой группы: использование музейных экспонатов, архивных материалов, документов, таблиц, карт, снимков альбома «От сохи до К-700»).

 

Повторение ранее изученного материала с целью подготовки и восприятия нового материала:

           Учитель.  Как назывался документ, составленный в 1792 году, в котором был определено, какой «интерес» могли представить кубанские земли  для Черноморского войска?

           Географы. Войсковой есаул М.С.Гулик составил первое топографическое описание кубанских земель. Исследованная территория в этом документе охарактеризована им кратко и выразительно: «Степь по всему способный».

         Учитель. В каком документе и какие цели, кроме военно-политических, преследовало правительство Екатерины II, переселяя Черноморское войско на Кубань?

                Историки. Это Жалованная грамота Екатерины II, в которой указывалось Черноморскому войску не только охранять границы земли Российской, но и одновременно решать экономические задачи по освоению кубанских степей. Это подтверждает цитата из последнего абзаца документа: «Мы надеемся, что войско Черноморское, соответствует Монаршему Нашему о нем попечению, будет заниматься не только бдительным охранением границ, соблюсти имя храбрых воинов, но и  употребит старание заслужить  название добрых и полезных граждан внутренним благоустройством, трудолюбием и распространением семейного жития».

                Учитель. Могло ли Черноморское войско одинаково успешно нести «стражу пограничную» и обустраивать заселенную территорию?

                Историки.  Прибывшие на кубанские земли Черноморское казачье войско было столь малочисленным, что с трудом справлялось с обязанностями по охране границы. Чтобы спасти положение, в первой половине XIX века правительство организовало три дополнительных переселения крестьян и казаков из украинских губерний общей численностью до 100 тысяч человек.

 

                III. Изучение новой темы.

                            1). Пресс-конференция учащихся и «специалистов».

                  Учащиеся задают вопрос: «Как природные факторы способствовали быстрому заселению кубанских земель?»

             Географы рассказывают о рельефе, климате, почвах Кубани. (Вывод имеются  здесь и горы, и леса, и реки, и моря, и равнины. Климат теплый, влажность с морей Черного и Азовского. Это привлекало население в эти края).                                                                                                         Биологи характеризуют почвы. (Вывод: чернозем способствовал населению

 

 

                                   Карта земельного юрта станицы Брюховецкой.

заняться земледелием, луга – животноводством, а воды – рыболовством)

Историки анализируют документ «Из положения о заселении кубанских земель черноморскими казаками другими переселенцами из России». (Цитируют документ: «…Дозволить русским подданным вневойскового сословия селиться и приобретать собственность в землях казачьих войск…не спрашивая согласия ни войскового начальства, ни городского или станичного общества».

                            2). Учащиеся задают вопрос: «Какая форма землепользования преобладала   в освоении кубанских просторов? Кому она была выгодной?»

                            Учитель кубановедения. Земли в малонаселённых куренях было так много, что никто не выдвигал каких-либо претензий соседу, никого не обвиняли в незаконном её захвате. Такую форму землепользования, которая возможна только при большом  количестве свободных земель, называли вольнозахватной или заимочной. Заселение земель шло с целью окончательного покорения горских племён. Переселенцам мужского пола давали 20 десятин на душу, зачисляли в казачье войско.

              Семьям, переселившимся по собственному желанию, назначали в вечную, частную и потомственную собственность землю: офицерам и казакам от 25 до 50 десятин земли, а другим сословиям – от 5 до 10 десятин земли.

              Заимочная форма              землепользования была очень выгодна зажиточной казачьей старшине, владевшей большим количеством рабочего скота, имевшей сельскохозяйственный инвентарь и в полной мере использовала привилегии данные ей документом «Порядок общей пользы». (Изучение учащимися текста документа). Выделяется пункт, касающийся выдачи земли в районе Брюховецкого куреня казачьему офицеру Котляревскому: «Господину подполковнику и кавалеру Тимофею Терентьевичу Котляревскому потребно земли отведено на реке Бейсуг по обеим сторонам, начиная от строящейся его мельницы, вверх обоими Бейсугами и вниз по десяти пяти сотных верст земли…»

              Массе же бедного казачества, не имевшей ни инвентаря, ни скота, завести собственное хозяйство было очень сложно, поэтому они не могли в полной мере воспользоваться обширными угодьями Черномории.

              Литераторы завершают обсуждение данного вопроса стихами.

Равнины, горы и предгорья,

А также реки и моря,

Хороший климат на Кубани

И плодородная земля.

В кубанской области были отделы

И полковые округа,

Поселки, города, аулы,

Станицы, также хутора.

 

Здесь казаки живут, крестьяне,

А рядом с ними и мещане.

Здесь черноморцы и линейцы,

Красивой стати мужики.

По 18 лет служили

Кубани нашей казаки.

За то – земельные паи:

По 30 десятин земли имели.

 

Иногородние, как братья,

Вначале принимались ими,

По упрочению казаков –

И отношения другие.

Не стали пришлых принимать

Они вдруг стали их стеснять.

На них повинности взвалили:

Подводную и за постой,

За землю требовали плату,

Да, жизнь их стала непростой.

 

 

3.Анализ таблицы «Хозяйственная деятельность черноморцев»,

 

 


                                                                                              

Скотоводство                                                          Земледелие

                                                                                                                            

                                                                                                                                  

Коневодство                                                             Рыболовство

 

 

Овцеводство                                                          Ремесла и промыслы

 

4. Характеристика «специалистами» развития главных отраслей хозяйственной деятельности черноморских казаков.

              - Вопрос «аграриям»:  Дайте краткую характеристику развитию главных отраслей хозяйственной деятельности черноморского казачества в  первой половине XIX века.

        

                «Специалист» по животноводству. Главной отраслью хозяйственной деятельности черноморского казачества в течение всей первой половины XIX века оставалось скотоводство. Казачество занимались этим и до переселения. На берега Кубани казаки пригнали большое количество скота. Особенно много его было у казачьей старшины. Так, Антон Головатый пригнал в кубанские степи из Приднестровья 15 тысяч лично ему принадлежавших лошадей и 25 тысяч голов крупного рогатого скота, полмиллиона овец.

                Животноводство на Кубани было прибыльным занятием, поголовье скота быстро росло. Лошадей за полвека стало больше почти в три раза, а КРС – более чем в четыре раза, увеличилось поголовье овец, коз. Основная масса скота находилась в руках зажиточных казаков. На хуторах  войсковой старшины, расположенных по берегам степных рек, сосредоточились большие табуны лошадей, гурты коров, отары овец. У бедняков же часто не было даже тягловой рабочей скотины, чтобы вспахать собственное поле.

                В станице Брюховецкой и в хуторах семьи были большие – по 15-20 человек. Прокормить такую семью, имея 1-2 коровы, конечно, невозможно вот и держали по 5-10 коров, 3-4 пары быков, 20-30 овец, а также по 6-8 свиней и очень много птицы: куры, утки, гуси, В бедных семьях скота было немного, а тягловой силы – волов, лошадей – и того меньше, а то и совсем не имелось.

                И в то же время животноводство испытывало большие трудности. Фактически отсутствовала ветеринарная служба. Наблюдались частая заболеваемость и падеж животных. Болезни, случалось, уничтожали большую часть животных целого куренного селения.

 

                «Специалист» по земледелию. Сегодня, когда Кубань является житницей страны, которая производит миллионы тонн отборной пшеницы, трудно даже представить себе, что первые шесть-семь десятилетий XIX века богатейшие кубанские черноземы почти не использовались в хлебопашестве. В 1860 году распахивалось только 6,1% войсковой земли. Земледелие играло подсобную роль. Нетронутые земли покрывались высокими травами. Освоение свободных земель шло медленно. Урожаи получали невысокие – 4-7 центнеров с одного гектара. Землепользование велось без севооборотов, с использованием залежной и переложной систем. В основном высевали озимые пшеницу и рожь, яровые – рожь, пшеницу, гречиху, овес, ячмень, горох.  На душу населения приходилось по 12-15 пудов (1 пуд=16,38кг.) зерна в год, а необходимо было 20. Часть зерна закупали на рынках Ставропольской, Екатеринославской губерний и на Дону. В урожайные годы появлялись излишки, которые шли на продажу

Выращивали также и коноплю для пряжи, лен для технического масла. Важное место занимали огородные культуры, плодовые и картофель. Сажали капусту, помидоры, лук, чеснок, свеклу, хрен, редис, огурцы

Отводился участок и под бахчу – арбузы, дыни, тыкву. Успешно занимались садоводством и выращиванием винограда.

Население Кубани занималось и пчеловодством.

 

-Вопрос «специалисту инженерной службы». Какие сельскохозяйственные орудия использовались в хозяйстве кубанцев в XIX  века в ходе проведения сельхоз работ?

«Специалист» инженерной службы.  Вашему вниманию предоставляются результаты исследовательской работы учащихся «Использование примитивного сельскохозяйственного инвентаря в ходе выполнения сельхоз работ в течение годового цикла». Выступление будет сопровождаться показом инвентаря, хранящегося в нашем музее и показом снимков из исследовательской работы «От сохи до К-700»

 

1. Вспашка и рыхление почвы.

Ранней весной, в марте-апреле, начинали распашку земли под яровые; осенняя вспашка производилась в сентябре-октябре. Основным орудием пахоты с развитием земледелия  стал тяжёлый двухколесный плуг. С конца XIX века деревянные части  плуга постепенно заменяются железными. На целинных землях в тяжёлый плуг впрягалось до четырёх-шести, а на мягкой земле – до двух-трех  пар быков. Многие казачьи хозяйства не имели такого количества скота, и поэтому на Кубани пахали супрягой (совместно несколькими семьями). Для рыхления почвы и вспашки мягких земель широко применялось трехзубое украинское рало. В рало запрягали две пары быков. В конце XIX века появились различные заводские усовершенствованные многолемешные железные плуги. С их появлением повысилась производительность труда, а быки в качестве тягловой силы постепенно заменяются лошадьми.

2. Посев пропашных и зерновых культур.

                Посев зерновых и пропашных культур повсеместно производили ручным способом. К лукошку привязывали веревки, чтобы удобно было вешать его на плечи. Из лукошка рукой разбрасывали зерно.  Пахота, боронование и посев считались исключительно мужской работой, но если в семье было мало мужчин, им помогали женщины и дети.

 

3.Прополка.

           С первых чисел мая начиналась прополка; мотыга (сапа) почти не выпускались из рук и попеременно применялись на бахчах, в огородах, в поле, на участках кукурузы, подсолнечника, гороха, фасоли т.д. Пололи гуртом – всей семьей. Поскольку на май назначались лагерные сборы, вся тяжесть работы обычно падала на женщин.

 

            4. Уборка сена.

        В конце мая – начале июня занимались уборкой сена. Сенокошение считалось  мужской работой, однако почти во всех казачьих семьях косой владели и женщины. Сушкой сена обычно занимались женщины, мужчины укладывали его в копны и возили к скирдам.

 

            5. Уборка зерновых.

        Наиболее напряжённым периодом сельскохозяйственных работ была уборка зерновых. Старинным орудием хлеба был серп. В 80-90-е годы XIX века заменяется косой с прикрепленными параллельно клинку граблями. При уборке серпом сжатый хлеб вязали в снопы и копны. Затем хлеб возили на ток и складывали в высокие круглые стога.  В конце июня - начале июля поспевали озимые, во второй половине июля – яровые. Позднее начиналась уборка проса, льна, подсолнечника, кукурузы. В уборке участвовали все – взрослые, подростки, старики. При господствующей в то время примитивной земледельческой технике работать приходилось от зари до зари. Уборочная страда во многих семьях,  у которых не было средств для найма рабочей силы, затягивалась до самой зимы.

 

            6. Молотьба.

            После уборки хлеба начиналась молотьба, нередко этот процесс затягивался до самых морозов. Молотили хлеб при помощи скота – гоняли быков или лошадей, нередко запряжённых в повозку, по разостланным на току снопам. После обмолота зерно веяли на ветру при помощи лопаты. Провеянный и очищенный хлеб свозили в чувалах (мешках) и ссыпали в амбары.

 

Закрепление:сле обмолота зерно веяли на ветру при помощи лопаты.азостланным на току снопам. мо сельхоз работ приходилось ухаживать за деть

1.        Проанализировав выступления наших экскурсоводов, давайте попробуем ответить на проблемный  вопрос  урока: «Лёгок  ли  был труд земледельцев в первой половине 19 века?»

2.        Какие факторы препятствовали активному освоению земель на Кубани?

 

Ученик. Все мы сейчас, спустя сотню лет, понимаем, что в первой половине XIX века земледельческое хозяйство имело ярко выраженный экстенсивный характер, так как хлебопашество ещё не было основной отраслью сельского хозяйства, а играло подсобную роль. Бытовало бессознательно – хищническое отношение к земле, удобрение в почву не вносилось, и она истощалась, отсутствовал севооборот, обработка велась примитивными орудиями труда, в результате труд земледельцев был очень тяжёлым и изнурительным, а урожайность составляла всего лишь 4-7 центнеров с 1 га.

 

Слово берёт «специалист» сельхозпредприятия Большебейсугского сельского поселения ООО «Урожай 21 век» (он предлагает познакомиться с экспозицией музея  о  развитии растениеводства  и  животноводства в настоящее  время).

Я хочу сказать, отвечая на проблемный вопрос урока, что труд хлебороба  и животновода был всегда не из лёгких, даже сейчас, когда все работы в сельском хозяйстве механизированы и выполняются  высококлассной техникой (см. экспозицию).

Но  надо помнить, какую высокую миссию выполняет сельский труженик! Ведь он кормит всю страну! В 2011году Кубань собрала около 9 млн. тонн зерна. Урожайность блестящая: в среднем около 57 центнеров с 1 га. Хочу сказать, что урожайность в нашем хозяйстве составила – 70 центнеров с 1 га.это один из лучших показателей в крае. Кубань является сейчас крупнейшим поставщиком зерна в нашей стране, занимает ведущее место и в животноводческой продукции.

 

Домашнее задание:

1.       Б.А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, учебник Кубановедение  стр.8 – 13.

2.       Подготовиться к следующему музейному уроку – фестивалю самобытных казачьих ремёсел»  по теме   «Зарождение промышленности».

 

 

 

 

 

 

                 

 

Используются технологии uCoz