АНКЕТА МУЗЕЯ МБОУ СОШ №5

 

1. НАЗВАНИЕ И ПРОФИЛЬ МУЗЕЯ

         Школьный музей села Большой Бейсуг Брюховецкого района Краснодарского края.

Профиль – краеведческий музей.

Цели музея

         - воспитывать у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, гуманизма, высокой нравственности посредством приобщения к историческому прошлому своей малой Родины;

         - формирование познавательных интересов и практических навыков поисковой и исследовательской деятельности.

Задачи музея

- формирование ценностного отношения к историческому наследию

- проведение культурно-просветительской работы среди учащихся и населения села Большой Бейсуг

Направление деятельности музея:

- изучение и документирование исторического прошлого Кубани, Брюховецкого района, села Большой Бейсуг в соответствии с профилем музея;

-  сохранение и пополнение фондов музея, их учет в инвентарной книге;

     - содействие в использовании экспозиций и фондов музея в учебно-воспитательном процессе;

- поисковая и исследовательская деятельность учащихся;

     - организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешённой законом.

 

Содержание фондовой, экспозиционной и поисково-исследовательской деятельности

Фондовая работа

Экспозиционная работа

Поисково-исследовательская работа

- включение в фонды музея памятников истории, культуры и природы, поступивших в процессе деятельности музея. Создание каталогов основного и вспомогательного фондов.

- инвентаризация и сверка фондов.

- внедрение новых информационных технологий: электронного документирования и архивирования и шифрирование музейных предметов, создание презентаций  и фильмов по экспозициям музеям и поисково-исследовательской деятельности учащихся

- составление музейно-тематической картотеки и картотеки по учебным предметам

- проведение профилак-тических мер по предупреждению порчи и повреждений предметов, реставрация отдельных экспонатов

-создание текстов и аннотаций по имеющимся экспозициям музея.

- оформление экспози-ций: «Моя малая родина» (об истории села Большой Бейсуг и истории сельско-хозяйственных пред-приятий, расположен-ных на территории села); «Кубань – жемчужина России»

- создание единого комплекса: музей – учебный кабинет истории и кубановедения.

тематика поисково-исследовательского направления:

- история школы, жизнь и деятельность выпускников и педагогов

- история и культура родного края

- основание населенных пунктов села Большой Бейсуг

- сбор информации «Россия памятью богата» (о ветеранах-земляках, вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны)

- поиск захоронений участников Великой Отечественной войны для установления табличек «Ветеран войны»

- реализация деятельности районной экспериментальной площадки  «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся в социокультурных условиях села Большой Бейсуг на базе школьного краеведческого музея »

 

2. ДАТА ОТКРЫТИЯ МУЗЕЯ, НОМЕР СВИДЕТЕЛЬСТВА

         01 сентября 1976 года приказом №101 от 01 сентября 1976 года по Большебейсугской средней школе открыта музейная комната.

         За большую поисково-исследовательскую общественно полезную работу, создание интересной экспозиции и успехи в воспитании учащихся   09 февраля 2004 года Министерством образования Российской Федерации присвоено звание «Школьный музей» (свидетельство № 9461)

3. РУКОВОДИТЕЛЬ МУЗЕЯ

         Котлярова Любовь Макаровна, педагог дополнительного образования, отличник народного просвещения РСФСР, отличник просвещения СССР, педагогический стаж – 50 лет, категория – высшая, руководит музеем с 2002 года, контактный телефон – 8-861-56-45-111 (домашний), 8-861-56-45-122 (рабочий), сотовый – 89531088336.

 

4. КОГДА И ГДЕ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ ПРОШЛИ СВЕРКУ ФОНДОВ (ПЕРЕАТТЕСТАЦИЮ)

         Сверка фондов экспозиций музея проводилась в 1979 году районным народным историко-краеведческим музеем ст. Брюховецкой.

 

Директор МБОУ СОШ №5                                                                Г.В.Рыльков      

ХАРАКТЕРИСКА МУЗЕЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №5

 СЕЛА БОЛЬШОЙ БЕЙСУГ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

 

1. Наименование - школьный музей села Большой Бейсуг Брюховецкого района Краснодарского края.

 

2. Профиль музея – краеведческий музей.

 

3. Краткая характеристика основного и вспомогательного фондов музея, объем материалов.

         Фонды краеведческого музея представляют собой собрание различных предметов, соответствующих профилю и тематике музея и поделены на две группы:

- основной – 15865 подлинных предметов материальной и духовной культуры;

-  вспомогательный – 14803 предметы-копии точно воспроизводящие подлинники и научно-вспомогательные материалы.

         В общей классификации музейных предметов основной фонд подразделяется на четыре группы. Особую значимость занимает  первая группа - это вещевые предметы. К ним относятся:

1) орудия труда:

- деревянная соха (1850г.),

- серп (1901 г.),

- борона (1925 г.),

- железный плуг (1939г),

- лукошки для сеяния зерна (1919 г),

- деревянные (1898 г) и железные вилы (1936г),

- каток для обмолота зерна (1907 г);

         2) домашняя утварь:

- утюги (1873 – 1963 гг.),

-  прялка (1895г),

- макитры (1874 -1889 гг.),

- деревянные ложки (1905 г),

- лапти (1801 г),

- головные уборы казаков (1960 г.),

- украшения (1939 г.),

- стол и табурет (1905 г),

- самотканный коврик (1925 г);

3) остатки оружия и боеприпасов времен Гражданской и Великой Отечественной войн:

- детали винтовки (1942 г),

- гильзы от патронов и артиллерийских снарядов (1942-1943 г),

- осколки мин (1943 г).

Все это найдено при раскопках в селе Большой Бейсуг.

 Из военного снаряжения в музее хранится:

- шинель-скатка (1918 г.),

- костюм казака (1935 г),

- полевой бинокль (1920 г),

- котелок (1920г),

- солдатская фляжка (1943г),

- немецкие каски (1941-1943 г),

- костюм и фуражка Героя Советского Союза Полубоярова П.П. (1945 г), служившего в Кантемировской дивизии.

К группе вещевых памятников относится:

- школьное знамя 1950-х годов с изображением В.И.Ленина,

- пионерское знамя 1956 года с пионерским девизом «К борьбе за дело Ленина - будьте готовы!»,

- комсомольское знамя с пятью вышитыми орденами (1975 г),

- отрядные флажки (1954 г),

- пионерские галстуки (1950-1960 гг.),

- горн и барабан (1960 г);

- монеты, денежные бумажные знаки, разнообразные значки, собранные юными нумизматами школы.

         Вторую группу материалов основного фонда составляют письменные источники:

- письма односельчан с фронтов Великой Отечественной войны: (А.И.Горбоконь, И.Ф.Кротко, И.И.Левенко, И.П.Клименко, В.К.Бычёк),

- немецкая книга 1943 года, оставленная немцами при оккупации села Большой Бейсуг,

- газета «Известие» от 04 апреля 1944 года со статьей «Инициаторы колхоза «Красных партизан»,

- ленинская газета «Искра» на Кубани и Черноморье» № 2 от 10 декабря 1900 года со статьей «Кубанские революционеры-искровцы»,

- газета «Искра» №1 от 3 декабря 1900 года со статьей «Насущные задачи нашего движения»,

- ленинская газета «Правда», выпускаемая на Кубани №1 от 22 апреля-05 мая 1912 года со статьей и фотографиями «Большевики-правдисты Кубани и Черноморья»: Ян Полуян, М.Корякин, П.Вишнякова,

- листовка «К гражданам России» от 25 октября 1917 г.

         К основному фонду отнесены  письма, письменные воспоминания, военные билеты, орденские книжки, «похоронки», грамоты, благодарственные письма 1941-1945г.гт командования воинских частей ветеранов Великой Отечественной войны.

         Третью группу памятников основного фонда составляют изобразительные источники:

- фотографии участников войны 1941-1945 гг. села Большой Бейсуг и тружеников тыла,

- карты боевых операций в годы Великой Отечественной войны,

- карта-схема боевого пути Кантемировской Краснознамённой дивизии, в которой служил основатель нашего музея П.С.Блинов,

- боевой путь 4-го гвардейского кубанского казачьего кавалерийского, орденов Ленина, Красного Знамени, Суворова и Кутузова, корпуса,

- схема этапов переселения казаков-черноморцев на Кубань (1792-1794 г.г).

         Четвёртую группу представляют:

- пластинки с записью песен Гражданской и Великой Отечественной войн, песни Кубанского казачьего войска,

- кинофильмы о Великой Отечественной войне, об А.В.Суворове, о городах-героях, а также отснятые школьниками видеоленты о жизни села, школы, истории сельхозпредприятий, расположенных на территории села Большой Бейсуг.

         Все эти материалы основного фонда – вещевые, письменные, изобразительные, фото- и кинодокументы – являются базовым материалом для раскрытия каждой экспозиции музея, служат необходимым первоисточником для раскрытия профиля музея – краеведческого.

         Разнообразен по своему составу и вспомогательный фонд музея.

         Важное место в экспозициях отводится копиям фотографий и картин, запечатлевших историю родного края, родного села. Так, в натуральную величину изготовлена копия фотографий выпуска 1944 года учащихся восьмилетней школы №25, копии книг букваря (1950г) и «Родной речи» (1939 г).

         Заметное распространение в практике музея получило создание макетов – результат большой учебно-познавательной, творческой деятельности учащихся. В музее представлены макеты миномёта, пулемета, автоматов времен Великой Отечественной войны, некоторых орудий труда, предметов домашнего обихода, макет казачьего двора со всеми постройками.

         Особый интерес у учащихся вызывает фрагмент обустроенной казачьей хаты (1900г), панорама пограничной кордонной линии со сторожевой вышкой (1779 г). Эти макеты воспринимаются как «живые» свидетельства событий прошлого.

К вспомогательному фонду относятся пояснительные материалы: карты, планы, диаграммы, схемы, таблицы, презентации, составленные и оформленные самими учащимися в процессе учебных и внеклассных занятий. Оформлены альбомы:

-«В патриотизме — наше будущее»,

-«Орденоносцы села Большой Бейсуг»,

-«Ветераны Гражданской, Великой Отечественной войн и локальных конфликтов»,

-«Труженики тыла»;

-«От сохи до универсальной техники»,

-«Выпускники школы»;

рукописные книги:

-«Россия памятью богата»,

-«Великая Отечественная война в судьбах жителей нашего села».

         За 35-летний период своего существования в музее накопилась огромная коллекция творческих работ учащихся: сочинения, рефераты, эссе, доклады, выступления на научно-практических конференциях, ответы на вопросы викторин российских, краевых, районных, школьных конкурсов. Лучшие работы учащихся выставляются на постоянно пополняющейся и обновляющейся выставке в экспозиции «Летописцы Брюховецкого района»:

- Дарья Рылькова «Талантливый учитель»,

- Ольга Корнева «Герой Советского Союза Ф.Г.Деркач»,

- Татьяна Путилина «В.И.Калашников – ребенок войны»,

- Карина Коваленко «Е.С.Болткова — вдова ветерана Великой Отечественной»,

- Андрей Смеликов «Ратная доблесть казаков и горских народов в Первой мировой войне»,

- Алексей Малыга «Боевая доблесть кубанских казаков в годы Великой Отечественной войны»,

- Артем Юхин «Краснодарский край и Брюховецкий район в годы Великой Отечественной войны»,

- Оксана Спицына «Чернобыль: 25 лет спустя»,

- Елизавета Кротко «Святыни и обряды казачества»,

- Наталья Махина «Материальная культура Кубани».

         К вспомогательному фонду относятся и материалы, связанные с созданием музея и его развитием - это планы совета музея, устав, отчеты о проведенных походах и экспедициях, о выполнении поисковых заданий, тетради для записи воспоминаний и рассказов, доклады-исследования учащихся по материалам музея, тексты экскурсий, программы, фотографии, отражающие различные стороны деятельности музея, газеты с заметками и статьями о работе музея.

         Таким образом, работая и пополняя фонды, преследуется две неразрывно связанные между собой цели: сохранение музейного фонда и привлечение учащихся к осмысленной, целенаправленной, познавательной деятельности. Только единство этих аспектов определяет смысл данной работы.

 

4. Полное название (тематика) разделов экспозиций.

Краеведческий музей Большебейсугской МБОУ СОШ №5 занимает два зала.

         В первом зале, открытом в 1976 году структура экспозиций представлена по историко-хронологическому принципу, то есть каждый её раздел, последовательно показывает развитие исторических процессов по определённым периодам:

1.     Заселение Кубани казаками.

2.     В кубанской казачьей хате.

3.     В огне Гражданской войны.

4.     По ленинскому кооперативному плану.

5.     Построение социализма в деревне.

6.     Довоенные годы.

7.     Великая Отечественная война.

8.     Тыл фронту.

9.     «Минувших лет святая память».

10. Боевой путь 4-го гвардейского танкового кантемировского ордена Ленина Краснознамённого корпуса.

11. История местного колхоза.

12. «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».

13. Набат Памяти.

14. «Летописцы Брюховецкого района».

Во втором зале представлены экспозиции, отображающие события регионального компонента: Краснодарского края, Брюховецкого района, села Большой Бейсуг:

1.     Страницы истории Кубани (хронология событий на Кубани с древнейших времён по настоящее время).

2.     «Кубань – жемчужина России».

3.     Природа Краснодарского края.

4.     «Малая Родина – милая Родина» (об истории основания Брюховецкого куреня и села Большой Бейсуг).

5.     История родной школы «Наша школа».

6.     История создания и развитие местных сельскохозяйственных предприятий: ООО «Урожай ХХI век», ООО «Суворова», ООО «Дымов - Юг».

7.     Символика Российской Федерации, Краснодарского края, Брюховецкого района.

8.     Портреты и биографии руководителей Российской Федерации, Краснодарского края, Брюховецкого района, села Большой Бейсуг.

 

5. Связь музея с ветеранами, краеведами, государственными и общественными организациями

 

Связь музея с ветеранами, краеведами, государственными и общественными организациями помогает в воспитании юных граждан. Неоценима обоюдная связь активистов школьного музея и Советов ветеранов Большебейсугского сельского поселения и районного Совета ветеранов. Председатель Совета ветеранов села Большого Бейсуга Котлярова Л.М. является членом совета музея, она оказывает неоценимую помощь в подготовке и проведении встреч с ветеранами войны и труда, вдовами, тружениками тыла, детьми войны, передовиками сельскохозяйственных предприятий ООО «Урожай. ХХI век», «Суворова», «Дымов-Юг». Председатель районного совета ветеранов Л.П.Редька организовывает встречи с представителями районных и краевых общественных организаций.

Установилась тесная дружба активистов музея и учащихся школы с краевым общественно-патриотическим фондом офицеров запаса. Частый гость школьного музея его председатель, полковник запаса В.И.Пономарёв. За время содружества фонд подарил музею музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, для экскурсоводов – фирменные майки и кепки с изображением символики Кубани, для учебных кабинетов – вымпелы в честь 70-летия образования Краснодарского края. Незабываема поездка экскурсоводов и активистов музея в город Москву, организованная фондом на Кремлевскую и Рождественскую елку.

Ежегодно вместе с районным Советом ветеранов 10 февраля (в день освобождения Брюховецкого района от немецко-фашистских захватчиков) учащиеся принимают участие в автопробеге «Вахта памяти» по памятным местам Брюховецкого района.

Частые гости в школе ветераны Великой Отечественной войны А.И.Загурский, К.Т.Ловянников, А.И.Клименко; вдова З.Л.Мирошниченко — родная племянница Героя Советствого Союза, нашего земляка Ф.Г.Деркача; «дети войны» В.И.Калашников, В.И.Левенко; труженицы тыла: Е.С.Болткова, А.П.Лузань, Л.Ф.Кротко, М.И.Черникова.

     В ходе Всероссийской акции «Курган славы» учащиеся вместе с ветеранами собрали капсулы с землей городов-героев и оборудовали в музее экспозицию «Набат памяти!»

     Совместное участие школьников в создании районной Книги памяти расценивается как многолетняя поисково-краеведческая деятельность, в ходе которой не одно поколение будет изучать боевые традиции дедов и прадедов.

Издана рукописная книга «Россия памятью богата» об участниках Великой Отечественной войны села Большой Бейсуг, вернувшихся с войны.

С работой школьного музея связаны и дела юных тимуровцев, оказывающих помощь ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Родины.

Еще одно направление музея — это тесная связь с подшефной воинской частью пос. Мысхако города Новороссийска. В ходе месячника оборонно-массовой работы в честь Дня Защитника Отечества учащиеся школы посещают воинскую часть и в течение целого дня «служат» вместе с солдатами. Военный комиссариат ст. Брюховецкой, учитывая эту дружбу, направляет большинство допризывников нашего села именно в эту воинскую часть. Сейчас в этой части служит целое отделение из выпускников нашей школы.

Активисты музея поддерживают связь и с воинской частью Кантемировской дивизии, дислоцирующейся в городе Нарофоминске. В годы войны в ней служил основатель нашего музея Павел Степанович Блинов.

Экскурсоводы музея вместе с ветеранами разыскали могилу Героя Советского Союза нашего земляка Деркача Ф.Г., похороненного в селе Ружино Житомирской области.

Краеведы из села Ружино прислали в музей землю с могилы Героя и газетные публикации со статьями о Ф.Г.Деркаче, совершившего подвиг при форсировании реки Днепр на Украине. Переписка продолжается.

Музей тесно поддерживает связи с Кубанским и Брюховецким районным казачьим обществом. При музее работает класс казачьей направленности, за время существования которого были организованы поездки по местам боевой славы кубанских казаков: «Золотое поле» в стущевской; окопы казаков отца и сына Недорубовых, оборонявших Кубань в первые дни оккупации; участвовали в Гречишниковских чтениях ст.Тбилисской; Днях поминовения ст.Кавказкая, пос.Архипо-Осиповка; на праздновании 90-летия со дня спасения кубанских регалий брюховецкими казаками на х.Гарбузова-Балка Брюховецкого района; на открытии мемориальной доски первому атаману Брюховецкого куреня И.Шевель. Юные казачата участвовали в краевой викторине «Ратная доблесть кубанских казаков в годы Первой мировой войны», где стали победителями и получили памятный подарок из рук атамана ККВ В.Громова; принимали участие в проведении мероприятий, организованных Брюховецким районным казачьим обществом: ежегодные конкурсы строя и песни, рождественские балы, казачьи фестивали «Казачий края – казачья песня», торжественные парады посвященные возрождению ККВ. Ежегодно ребята участвуют в параде День реабилитации кубанского казачества в городе Краснодаре. С гордостью чеканя шаг, торжественным строем, проходят юные казачата – молодые патриоты Кубани, мимо трибуны, где их приветствует атаман ККВ Долуда Н.А. и губернатор Краснодарского края А.Н. Ткачев.

 Учащиеся казачьего класса - активисты музея посетили историко-археологический музей города Краснодара, картинную галерею ст. Привольной Каневского района, историко-археологический музей им. М.Ю.Лермонтова в Тамани, музей под открытым небом «Малая Земля» и корабль-музей «Михаил Кутузов» в городе Новороссийике, школьные музеи села Свободного и станиц Новоджерелиевской, Батуринской, Чепигинской, районный музей стрюховецкой, музей семьи Степановых в городе Тимашевске.

В 2010 году казачий класс стал лауреатом второго Всекубанского слета классов казачьей направленности; в 2011 году класс награжден Дипломом победителя краевого конкурса образовательных учреждений казачьей направленности.

Учащиеся школы оказывают помощь администрации сельского поселения в охране памятников истории и культуры, в посадке памятных аллей для сельского парка. С помощью школьников на кладбище были установлены таблички на могилах умерших участников войны «Ветеран войны». По инициативе активистов музея одна из улиц села названа в честь Героя Советского Союза Ф.Г.Деркача.

При проведении районных мероприятий связанных с вопросами патриотического воспитания школьный музей выставляет свои экспонаты, где общественность района имеет возможность прикоснуться к своей истории.

С музеем связаны многие школьные традиции:

- посвящение в первоклассники,

- вручение паспортов,

- проводы в армию,

 - встречи выпускников всех поколений,

- посвящение в казачата и прием в детское объединение «Орлята России»,

- прием в пионеры,

- вручение удостоверений экскурсоводам музея,

- чествование учителей-юбиляров «Ах судьба моя, судьба»,

- проводы десятиклассников на военно-полевые сборы и т. д.

На таких праздниках, как правило, присутствуют руководители сельской и районной администраций, сельскохозяйственных предприятий, депутаты, общественные активисты села, ветераны войны и труда.

Музей постоянно ведет переписку с бывшими выпускниками школы, поддерживает связь с районным архивом и с другими музеями Брюховецкого района.

 

6. Использование экспозиций музея в образовательном процессе

 

Школьная практика выработала большое число методических приемов, видов и форм учебной работы в музее, материалы которого систематически привлекаются на уроках истории, обществознания, основ государства и права, кубановедения, литературы, ОБЖ, иностранного языка, географии.

Занятия с использованием музейных средств, связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников:

1.     Получение учащимися «готовых» знаний со слов учителя или экскурсовода (экскурсия – лекция в музее, лекция в классе с использованием музейных предметов).

2.     Самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия» для себя, то есть фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни).

3.     Углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес (ученики выступают в роли юных ученых-исследователей).

 Экспозиция «Минувших лет святая память…», посвящённая Великой Отечественной войне используется на уроках истории, кубановедения. Учащиеся изучают в музее карту-диораму основных сражений в годы Великой Отечественной войны. Ученики, затаив дыхание, взволнованно слушают подлинную запись Заявления Советского правительства, переданного всеми радиостанциями страны 22 июня 1941 года, о вероломном нападении Германии на нашу Родину. Ребята знакомятся с газетами первых месяцев войны, с фронтовыми фотографиями, письмами, снимками, сделанными в дни войны, смотрят  мультимедийную презентацию «Это было в Брюховецком районе», рассказывающей о подвиге земляков на фронте и в тылу.

В каждом экспонате – дыхание тех героических и трудных дней. Восприятие учебного материала с использованием музейных экспонатов становится более активным: из слушателей школьники превращаются в «исследователей» исторических документов, представленных в музее.

Такие уроки дают возможность поддерживать постоянный интерес ребят к изучаемой теме, обеспечивают высокий эмоциональный накал урока, «погружают» учащихся в атмосферу событий прошлого, формируют их личную позицию по отношению к изучаемым событиям, учебному материалу.

Занятия, проходящие в музее с использованием экспозиции «Заселение Кубани», позволяют учащимся глубже познакомиться со специально подобранными в определённой системе экспонатами и документами исторического прошлого родного края: «Жалованная грамота Екатерины II», «Порядок общей пользы», «Записки об отмежевании в 1794 и 1795 годах земли под хутора», карта-схема и таблица этапов переселения черноморцев на Кубань, диорама основания куренного селения и оборонительной системы кордонной линии, фрагмент казачьей хаты, предметы быта, орудия труда. Казачатами подготовлено театрализованное представление, где Екатерина Великая вручает Антону Головатому «Жалованную грамоту»; Захарий Чепега по жребию раздает земли казачьим куреням; Федор Таран, получивший землю для  Брюховецкого куреня, распределяет земельные наделы для основания хуторов Борзики, дранный, Черепяный, Заячий холодок, Стасики, Бендеры, Черниговский, Харьково-Полтавский. Такой эмоциональный накал заставляет учащихся глубоко осознать и представить историческую картину начала освоения своей малой Родины – Кубани, освоения своего населенного пункта – села Большой Бейсуг.

Уроку, проведённому в музее по данной экспозиции учителем кубановедения высшей категории Котляровой Любовью Макаровной на тему «Переселение казаков-черноморцев, освоение и культурно-хозяйственный облик куренных селений» в краевом конкурсе музейных уроков, присуждено 2 место.

В практике проводимых музейных уроков по экспозиции «Заселение Кубани» наиболее актуальны интегрированные уроки кубановедения с использованием материалов регионального компонента по истории, географии, литературе, русского и иностранного языков, музыке на тему «Медленно листается история, все стареет, Родина не старится».

Экспозиция «Символика» знакомит учащихся с символами Российской Федерации, Краснодарского края и Брюховецкого района. Здесь помещены портреты руководителей: президента РФ Медведева Д.А., губернатора Кубани Ткачёва А.Н., главы муниципального образования Брюховецкий район Мусатова В.В., главы Большебейсугского сельского поселения Мурашко Л.З., атамана Кубанского казачьего войска Долуды А.Н., Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священника Кубанского казачьего войска Сергия Овчинникова, митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора.

Экспозиция «Малая Родина – милая Родина» развивает у учащихся любознательность, познавательный интерес к изучению истории Кубани через знакомство с историей образования станицы Брюховецкой, основания села Большой Бейсуг, воспитывает любовь к малой Родине.

Учащиеся знакомятся с населением села Большой Бейсуг, историей и развитием сельскохозяйственных предприятий, используя материалы экспозиции, представленные на стендах ООО «Урожай – ХХI век», ЗАО «Суворова» и «Личные подсобные хозяйства Большого Бейсуга». Урок дает старт для исследовательской работы, чтобы сравнить село в начале своей истории и в настоящее время.

Материалы экспозиций широко используются во время учебных занятий в начальных классах, в среднем звене и старшей школе, на уроках по разным предметам: при изучении тем «Славься, Отечество, наше свободное», «Из прошлого нашей Родины» (о верных сынах и защитниках нашей Родины в прошлом, о жизни трудового народа и его борьбе против угнетателей);  «Гражданская война», «Республика наша строится», «В час великих испытаний», «Тыл фронту», «Страницы истории, культурные и духовные основы кубанского казачества».

Во время проведения уроков используются различные приёмы работы: рассказ учителя, самостоятельное ознакомление учащимися с отдельными экспонатами, комментированное чтение документов и текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, прослушивание ученических сообщений, повторное обращение к ранее изученным материалам. Получили распространение и занятия семинарского типа, когда заслушиваются и обсуждаются доклады, сообщения и рефераты старшеклассников, подготовленные по материалам школьного музея. Эта форма уроков позволяет сочетать выступления учащихся с элементами диспута, живого спора, с комментариями и заключениями преподавателя.

Планомерное и систематическое использование материалов школьного музея способствует воспитанию патриотов родной земли – своей малой Родины, людей неравнодушных не только к прошлому, но, главное, к настоящему и будущему, как Кубани, так и России. Не случайно Ф.А.Щербина, один из крупнейших ученых досоветской Кубани, писал: «Знание родного края – сила и величие Родины!».

 

7. Экскурсионная работа на базе музея

 

         В тесной связи с урочной выступает и внеклассная деятельность школьного музея, проводимая руководителем музея, педагогами, учащимися школы. Эта работа многообразна по своему содержанию и методическим средствам.

         Среди различных видов учебной и внеурочной работы особенно важное место занимают экскурсии.

Экскурсии подразделяются на обзорные, предусматривающие общее ознакомление с музеем; тематические, проводимые по конкретной теме с использованием экспонатов одного или нескольких музейных разделов.

Преподаватели школы практикуют учебные экскурсии (по программе предмета): вводные, предваряющие изучение многочасового раздела учебной программы, например, тема «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», и внеурочные (внепрограммные), например, «Казачество на Кубани» и  заключительные, предусматривающие завершающий характер.

Готовясь к экскурсии, учитель тщательно изучает весь материал, относящийся к её теме, знакомится с необходимыми для рассказа экспонатами, разрабатывает маршрут, определяя места для остановки учащихся и осмотра или экспозиции, или экспоната, формирует вопросы для беседы с учениками.

Экскурсоводы ставят цель – воспитание юного музейного зрителя, стараются создать для школьников такие условия, чтобы они пришли и полюбили музей, как свой естественный мир.

 Для младшего школьного возраста разработаны экскурсии с элементами театрализации и игры. Игра – язык детей, поэтому любое занятие с ними должно иметь её элементы, волшебности, сказочности.

Уже у входа для детей неожиданно открывается волшебная хозяюшка-дверь, пропускающая в музейное царство только вежливых, добрых, хороших детей. По щучьему велению открывается вторая дверь, и на пороге детей встречает экскурсовод в народном костюме. И самооткрывающаяся дверь, и экскурсовод в нарядном одеянии запоминаются детям. После этого все экспонаты для них представляются живыми. Здесь же школьники знакомятся и с музейной терминологией, например:

- вещь, что бережно в музее хранят, называют (экспонат),

- по музею вас ведет друг детей (экскурсовод),

- дом, где хранятся игрушки и вещи,

старые гвозди, подковы и клещи,

дом, где встречается много друзей,

всем нам известный (школьный музей),

- едут в поле на конях,

сабли острые в руках,

очень смелые они,

а зовут их (казаки),

- вот мы здесь в казачьей хате,

и не лают здесь собаки,

на окошечко приник

весь узорчатый (рушник).

Таким образом, дети знакомятся с названиями вещей, неизвестных им до этих пор.

После таких встреч-занятий школьникам предлагается нарисовать то, что им больше всего понравилось и запомнилось при проведении экскурсии в музее. Такое воспроизведение увиденного дает возможность ребятам вторично пережить радость от посещения храма Памяти.

Большое участие в подготовке и проведении внеурочных экскурсий принимают сами школьники. Они составляют значительную часть актива школьного музея. Экскурсоводами назначаются школьники, набравшие наибольшее количество баллов на конкурсной основе за ораторское мастерство, культуру речи, за умение владеть аудиторией слушателей.

Лучшие экскурсоводы за свою многолетнюю работу получают вместе с аттестатом о среднем образовании и удостоверение «Экскурсовод школьного музея МБОУ СОШ №5 села Большой Бейсуг».

Работа с юными экскурсоводами ведется по трем направлениям:

1) расширение и углубление знаний учащихся по истории России, истории Кубани, истории казачества, с этой целью составлена образовательная программа, по которой занимаются экскурсоводы – члены детской организации «Орлята России»;

2) помощь учащимся в подготовке экскурсий, обучение навыкам составления планов, тезисов, выписок, конспектов, текстов экскурсии и т.д.;

3) вооружение учащихся методикой ведения экскурсии: выработка умений демонстрировать экскурсионные материалы и на их основе воссоздавать историческое событие.

Это система позволяет воспитывать талантливых экскурсоводов и прививать любовь к будущей профессии.  Многие выпускники – активисты музея связывают свою дальнейшую профессиональную деятельность с музейным делам. В настоящее время четверо выпускников школы обучаются в высших учебных заведениях по данному направлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 Экскурсионная работа

1. Текст обзорной экскурсии по экспозициям 1-го и 2-го залов школьного краеведческого музея.

2.Тексты экскурсий по экспозициям школьного краеведческого музея:

- « Заселение Кубани казаками»;

- «Великая Октябрьская Революция на Кубани»;

- «Гражданская война на Кубани»;

- «По ленинскому кооперативному плану»;

- «Построение социализма в деревне и коллективизация сельского хозяйства на хуторах Большебейсугского сельского Совета»;

- «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»;

- «Они в тылу ковали Победу над врагом»;

- «Герой Советского Союза Деркач Ф. Г.»;

- «Боевой путь гвардейской танковой кантемировской ордена Ленина Краснознаменной дивизии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просветительская деятельность на базе музея

 

Музейные средства привлекаются при подготовке различных форм внеклассной работы. В их программу включаются исторические, литературно-музыкальные композиции, театрализованные представления, часы гражданственности и патриотизма, уроки мужества, классные часы, встречи различного направления, вечера памяти, час открытого микрофона, заседания исторической и литературной гостиных, устные журналы, Дни воинской славы, познавательно-развлекательные игры, тематические и музейные уроки и др.

Материалы музея используются при подготовке ученических конференций. Учащиеся, работая над своими докладами, сообщениями, обращаются к материалам музея во время своих выступлений, демонстрируют отдельные музейные экспонаты. Участники конференций заслушивают и обсуждают результаты своих товарищей.

Одно из главных направлений деятельности музея – поисковая и исследовательская работы учащихся. Ежегодно школьники принимают участие в районной научно-практической и поисково-исследовательской конференции «Человек в истории. Кубань – ХХ век», где защищают свои исследовательские работы. Участие в конференции принимали: Рылькова Дарья «Сердце, отданное детям»; Калашников Илья «История моей семьи»; Замараева Татьяна «История сельхозпредприятий села Большой Бейсуг», Кротко Елизавета «А.С.Самсонов – воин, учитель, поэт».

В 2010 году экскурсовод музея Корнева Ольга участник краевой конференции в номинации  «Наши славные земляки», она защитила работу по теме: «Ф.Г.Деркач – Герой Советского Союза».

Творческая исследовательская работа «У обелиска»  Пелих Сергея опубликована в сборнике  «Лучшие сочинения школьников Краснодарского края», издательства ДОН Краснодарского края (2009 г).

Рассказы экскурсоводов «Грешница» Корневой Ольги и «Откровение» Лапочкина Алексея опубликованы в районной газете «Брюховецкие новости» (2010 г).

При школьном музее работает детское объединение «Орлята России» и класс казачьей направленности, которым руководит отличник народного просвещения руководитель музея Котлярова Л.М. Представители детского объединения входят в состав Совета ученического самоуправления, названного «Лидеры нового поколения». Ребята участвуют в подготовке и проведении встреч с ветеранами войны и труда, тружениками тыла, участниками локальных войн.

Одно из направлений общественно-полезной деятельности казачьего Совета музея – посильное участие по уходу и сохранению мемориального комплекса села Большой Бейсуг, памятника участникам гражданской войны, в уточнении списков погибших и без вести пропавших участников войны. За последние пять лет юные исследователи нашли захоронения трёх участников войны, числившихся без вести пропавшими. Фамилии односельчан занесены на плиты мемориального комплекса.

С работой музея связаны и дела юных волонтёров-тимуровцев. Ребята оказывают помощь ветеранам войны, престарелым одиноким жителям села, чествуют их в праздничные дни, поздравляют с юбилеями.

Таким образом, урочная и внеклассная деятельность музея – единое целое системы гражданского и патриотического воспитания учащихся в социокультурных условиях села Большой Бейсуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Просветительская деятельность

1. Котлярова Л. М. Музейный урок «Переселение казаков-черноморцев на Кубань, основание и культурно-хозяйственный облик куренных поселений».

2. Котлярова Л. М. Занятие по программе детской организации «Орлята России» «Страницы истории, культурные и духовные основы кубанского казачества».

3. Исследовательская работа воспитанников детской организации «Орлята России» «История моей малой Родины».

4. Котлярова Л. М. Театрализованное представление, посвященное образованию села Большой Бейсуг «Золотое поле Родины моей».

5. Колпикова Г. В. Тематический урок в музее «Война глазами детей».

6. Кротко Л. Г., Котлярова Л. М. Вечер памяти в школьном музее «Узелок на память».

7. Кротко Л. Г.  Урок мужества в музее «Горький вкус войны».

8. Строцкая А. С. Классный час в музее «Фронтовыми дорогами отцов».

9. Котлярова Л. М. Сценарий торжественной линейки в музее, посвященной приему учащихся в казачий класс.

10. Котлярова Л. М. , Кротко Л. Г. Интегрированный урок истории и кубановедения в форме игры брейн-ринга «Медленно листается история, все стареет - Родина не старится».

11. Кротко Е., Корнева О., Лапочкин А. члены Д/О «Орлята России». Познавательно-развлекательная по архивным материалам школьного музея игра «С поля боя… на «Поле Чудес».

12. Котлярова Л. М. Литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам».

13.Котлярова Л. М. Классный час «Именем Екатерины нареченный».

14.Котлярова Л. М., Кротко Л. Г. Историческая гостиная, посвященная Дню освобождения Брюховецкого района «Сороковые роковые».

15. Кротко Л. Г. , Котлярова Л. М. Урок гражданственности и патриотизма «История войны в судьбе Большого Бейсуга» в рамках акции «Сирень 45-го года».

16. Котлярова Л. М. Открытое занятие «Чернобыль в судьбах кубанцев:25 лет спустя…».

17. Кротко Л. Г., Овчарова С. Н. Устный журнал, посвященный Дню воинской славы «Пусть славят гимном на планете геройский город Сталинград».

18. Кротко Л. Г., Котлярова Л. М. Театрализованное представление « Святки».

19. Котлярова Л. М. Развлекательная программа, посвященная празднику Масленице.

20.  Кротко Л. Г., Тимофеева Е. В. Вечер-встреча в семейном клубе «День Матери».

21. Кротко Л. Г., Котлярова Л. М., Овчарова С. Н. Сценарий праздника вручения паспортов «Мы граждане России».

22. Котлярова Л. М., Кротко Л. Г. Сценарий театрализованного представления для родителей по выполнению закона « О мерах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».

Методическая работа на базе музея

 

С 2009 года музей является экспериментальной площадкой Брюховецкого района по инновационный проекту  «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся в социокультурных условиях села Большой Бейсуг на базе школьного краеведческого музея». На базе музея проводятся районные совещания заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов дополнительного образования. Опыт работы музея передается педагогам края и района:

- зональное совещание заместителей директоров по воспитательной работе в ст. Каневской (2008 г),

- зональное совещание заместителей директоров по воспитательной работе в г. Ейске (2009 г.),

- межрайонный семинар учреждений дополнительного образования (2010 г),

- районный экспертный совет (2010 г),

-телемост сольшой Бейсуг – ст.Чепигинская (2011 г).

Музей Большебейсугской средней школы №5 открывает перед преподавателями широкие возможности для реализации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию школьников в условиях использования основного и вспомогательного фондов школьного краеведческого музея, для реализации познавательной деятельности, жажды получения учащимися новых знаний, интереса открытий, связанного с историей своей малой Родины – Кубани.

Школьный музей стал центром гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Методическая работа

1. Котлярова Л. М. «Инновационный проект в области воспитательной работы «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся в социокультурных условиях села Большой Бейсуг на базе школьного краеведческого музея».

2. Кротко Л. Г. Выступление на районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе «Роль школьного музея».

3. Кротко Л. Г. «Казачий класс – новая форма организации патриотического воспитания учащихся», выступление на зональном семинаре заместителей директоров по ВР.

4. Котлярова Л. М., Кротко Л. Г. Сценарий заседания исторической гостиной «Память нашу не стереть годами», выступление с учащимися на межрайонном семинаре учреждений дополнительного образования.

5. Кротко Л. Г.  Выступление с учащимися по обобщению опыта работы с материалами школьного музея «Возвращение к истокам».

6. Котлярова Л.М., детское объединение «Орлята России». Телемост  сольшой Бейсуг – ст.Чепигинская  «Патриотическое и гражданское воспитание на базе школьного музея».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Использование материалов музея в средствах массовой информации, научно-популярных изданиях.

Газета «Брюховецкие новости»

1. Л.А.Ровенская «Тысяча добрых дел» №54 от 24 мая 2011 г.

2. Елена Дымко «Живая память» 351 от 17 мая 2011 г.

3. Сергей Гормалёв  «Форма девушкам идет» №137 от 17 ноября 2009г.

4. Л.А.Ровенская «Память священна» №12 от 05 февраля 2011 г. (инф)

5. Сергей Кондратов «Выставка в музее» №9 от29 февраля 2011г.

6. Л.А.Ровенская «За Победу вам спасибо!» №13 от 06 февраля 2011 г.

7. Анастасия Бушлякова  «Героям Отечества посвящается» №138 от 11 декабря 2011 г

8. Л.И.Скрыль  «В большом и малом» №32 от 29 марта 2011 г.

9. Л.А.Ровенская «Так держать» №38 от 12 апреля 2011 г.

10. В.А.Калашникова «Ряды казачат пополнились» №68 от 29 июня 2010 г.

11. Л.А.Ровенская «Пока мы помним, мы живем» №39 от 9 апреля 2009 г. (инф)

12. Любовь Скрыль  «Орлята России» №30 от 21 марта 2006 г.

13. Сергей Гормалев «С детства верны Отечеству» №40 от 05 апреля 2008 г.

14. Сергей Гормалев  «В сельской школе – казачий класс» №104 от 20 сентября 2007 г.

15. Л.А.Ровенская. «Здесь оживает время» №53 от 18 мая 2006 г.

16. Л.А.Ровенская  «Благословенна будь, Кубань» №47-48  от 22 апреля 2008 г.

17.Л.Г.Кротко «Кубановедение – это история, это знание» №147 от 15 декабря 2005 г.

18. М.Ушакова  «Несокрушимый символ победы» №75 от 2008 г.

19. В.А.Калашникова «Служат наши земляки» №20 от 22 февраля 2007 г.

20. Евгений Рыднев «Традициям дедов верны»  №25 от 06 марта 2008 г.

21. Сергей Гормалёв  «Защитим наше Отечество» №9 от 27 января 2009 г.

22.Сергей Гормалёв  «По местам боевой славы» №11 от 31 января 2009 г.

23. Валентина Калашникова  «Никто не забыт» № 25 от 05 марта 2009 г.

24. Евгения Кононова  «Ребята нашего села» №127-128 от 24 октября 2009 г. (инф)

25.Любовь Скрыль  «Родник знаний и культуры» №129 от 27 октября 2009г.

26. Тимур Бежаев «Сыновья Большого Бейсуга» № 5 от 19 января 2010г.

27. Любовь Ровенская «Окунулись в историю» №19 от 22 февраля 2011 г.

28. Лариса Кротко «Воспевая подвиг» №19 от 22 февраля 2011 г.

Газета новостей

1. Пресс-служба РА «Успешная работа музея» №11 от 22 марта от 2007 г. (инф)

ГТРК «Кубань»

1. Л.А.Ровенская «Живая память истории» (февраль, 2010г)

Детская независимая газета МБОУ СОШ №5 «Школьные вести»

1.     Спицына Оксана «Экспозиция утюги» № 6 июнь 2010г.

2.     Кротко Елизавета «День памяти и скорби» № 6 июнь 2010г.

3.     Корнева Ольга «К 100-летию нашего земляка, Героя Советского Союза Дергача Федора Григорьевича» № 3 февраль 2011 года

4.     Кротко Елизавета «Живая история» №6 май 2011 год.

 

9.                 Численность учащихся — постоянно действующего актива музея (по возрастным группам).

На базе музея создано детское объединение «Орлята России», в состав которого входят учащиеся младшего, среднего и старшего звена:

1.     3-4 класс — 19 учащихся

2.     5-9 классы — 25 учащихся

3.     10-11 классы — 6 учащихся

 Актив казачьего класса – 8 учащихся

 Экскурсоводы музея – 10 учащихся

10. Наличие и название органа самоуправления музея  образовательного учреждения.

Самоуправление музеем осуществляет музейный актив, названный Детской Думой «Лидеры нового поколения». Ядром актива является совет музея. Деятельность органа самоуправления регламентируется Уставом музея.

 

Схема ученического самоуправления

ДЕТСКАЯ ДУМА «ЛИДЕРЫ  НОВОГО  ПОКОЛЕНИЯ»

 
 


ДеДдддьььэээээээээээээ

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ.

1. Устав музея

2. Реклама.

3. Печатная продукция. Школьная газета «Школьные вести» (3).

4. Фото по экспозициям музея (4).

5. Фото руководителя музея (1).

6. Копия свидетельства о присвоении звания «Школьный музей».

 

 

 

 

 Котлярова Л. М., руководитель музея  _______________

 

Июнь 2011 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УСТАВ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Утвержден

советом музея

Протокол №1 от 5 сентября 2004 года

 

1. Общие положения.

1.1. Школьный музей села Большой Бейсуг Брюховецкого района Краснодарского края призван способствовать формированию у подрастающего поколения чувства гражданственности, патриотизма, расширению кругозора и познавательных интересов, развитию практических навыков поисковой и исследовательской деятельности.

1.2. Профилем работы школьного музея является историческое краеведение.

1.3. Школьные музеи создаются в общеобразовательных школах школьниками под руководством педагогов при участии общественности.

1.4. Подлинные документы и архивные материалы, хранящиеся в фондах школьного музея, являются общенародной собственностью, входят в состав музейного фонда РФ и Государственного архивного фонда РФ и подлежат государственному учету в установленном порядке.

2. Цели, задачи, направления деятельности музея

          Цели музея

         - воспитывать у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, гуманизма, высокой нравственности посредством приобщения к историческому прошлому своей малой Родины;

         - формирование познавательных интересов и практических навыков поисковой и исследовательской деятельности.

           Задачи музея

- формирование ценностного отношения к историческому наследию

- проведение культурно-просветительской работы среди учащихся и населения села Большой Бейсуг

Направления деятельности музея:

1.     изучение и документирование исторического прошлого Кубани, Брюховецкого района, села Большой Бейсуг в соответствии с профилем музея;

2.      сохранение и пополнение фондов музея, их учет в инвентарной книге;

3.     содействие в использовании экспозиций и фондов музея в учебно-воспитательном процессе;

4.     поисковая и исследовательская деятельность учащихся;

5.     организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешённой законом.

 

 

 

Фондовая работа

Экспозиционная работа

Поисково-исследовательская работа

- Включение в фонды музея памятников истории, культуры и природы, поступивших в процессе деятельности музея. Создание каталогов основного и вспомогательного фондов.

- Инвентаризация и сверка фондов. Внедрение новых информационных технологий: электронного документирования и архивирования. Шифрирование музейных предметов.

- Составление музейно-тематической картотеки и картотеки по учебным предметам.

- Проведение профилактических мер по предупреждению порчи и повреждений предметов, реставрация отдельных экспонатов.

-Создание текстов и аннотаций по имеющимся экспозициям музея.

- Оформление экспози-ций: «Моя малая родина», об истории села Большой Бейсуг и истории сельско-хозяйственных пред-приятий, расположен-ных на территории села; «Кубань – жемчужина России»

- Создание единого комплекса: музей – учебный кабинет истории и кубановедения.

- история школы, жизнь и деятельность выпускников и педагогов

- история и культура родного края

- основание населенных пунктов села Большой Бейсуг

- сбор информации «Россия памятью богата» (о ветеранах-земляках, вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны)

- поиск захоронений участников Великой Отечественной войны для установления табличек «Ветеран войны»

- реализация деятель-ности районной экспериментальной площадки  «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся в социокультурных условиях села Большой Бейсуг на базе школьного краеведческого музея »

 

3. Учредитель и учредительные документы музея

3.1. Учредителем музея является МОУ СОШ №5 с. Большой Бейсуг.

 

3.2.Учредительным документом школьного музея является приказ № 101 от 01 сентября 1976 года по Большебейсугской средней школе.

 

3.3. Допускается совместное учредительство музея. Отношения между образовательным учреждением и другими учредителями школьного музея определяются договором, заключённым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

3.4. Деятельность музея регламентируется Уставом.

 

4. Организация и деятельность музея

4.1. Обще руководство деятельностью школьного музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

 

4.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по школе.

 

4.3.Актив школьного музея представляет Детская Дума «Лидеры нового тысячелетия», состоящая из представителей 3-11 классов в количестве 40 человек.

 

4.4. Заседание Думы музея проходит 1 раз в четверть.

 

4.5. Дума осуществляет контроль за деятельностью музея, ищет пути решения проблем своего родного села, участвует в реализации патриотического направления проекта Кодекса чести «Я житель села Большой Бейсуг – кубанского казачьего края»

 

4.6. На заседании Думы избирается совет музея. В состав совета входят представители каждой экспозиционной темы. Председателем совета является ученик старшего звена. Заместителем председателя совета – ученик среднего звена. Совет музея планирует всю работу музея: поисковую, исследовательскую, экскурсионную, пропагандистскую. Заседания проводятся один раз в месяц. Совет делится на секции: поисковую, экспозиционную, исследовательскую, лекторскую, секцию учёта и хранения.

 

4.7. Совет музея на своих заседаниях решает вопросы включения в фонды музея поступление экспонатов, фотографий, воспоминаний, писем, книг, рефератов, документов о памятниках истории, культуры, природы; рассматривает и утверждает планы работы, тематико-экспозиционные планы, отчёты поисковых групп, обсуждает вопросы деятельности музея: подготовку лекторов, экскурсоводов, проведения мероприятий, заслушивает деятельность казачьего класса и деятельность детского объединения «Орлята России»

5. Учёт и обеспечение сохранности фондов.

5.1. Все музейные предметы регистрируются  в инвентарных книгах учёта основного и вспомогательного фондов и  заверяются  управлением образования района.

5.2 Фонды музея делятся на основной (подлинные документы истории, культуры и природы) и вспомогательный (схемы, диаграммы, копии, муляжи и т.п.).

5.3 Ответственность за организацию сохранности фондов музея несёт директор образовательного учреждения либо лицо, назначенное приказом по образовательному учреждению, в котором функционирует музей.

5.4 Документы истории и культуры, имеющие особое научно-историческое значение (включая ордена, и медали, а также предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем), должны быть переданы на хранение в соответствующий государственный музей либо вообще не могут быть включены в фонды музея.

5.5. Хранение в школьном музее взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.6. В случае прекращения деятельности школьного музея вопрос о передаче его фондов, как в государственные, так и в общественные музеи решается органами управления образования и органами культуры и оформляется соответствующим приказом.

 

6. Реорганизация (ликвидация) музея

Вопрос о реорганизации (ликвидации) школьного музея, а также о судьбе его коллекции решается советом образовательного учреждения и его администрацией по согласованию с вышестоящими органами образования.

 

 

 

Используются технологии uCoz